КИНО-ПАНК

Злободневная фигура: «Квадрат»

Современное искусство для обывателя – это абсурд, зачастую спрятанный за минималистично-концептуальной формой или идеей, если речь идет о перфомансе, который вовлекает зрителя в свой хаос и пытается удержать его благодаря интриге и необычайности представленных мыслей. «Квадрат» Эстлунда – это тоже произведение современного искусства – абсурдное, но с самоиронией, оно отражает западное общество и вместе с тем смеется над правилами, которые зажиточные граждане создают для пользы социума.

Шведский режиссер подошел к картине со вкусом, наполнив ленту несообразными ситуациями, вызывающими такие же мысли, как если бы перед нами предстал чудо-шедевр нуво-арта. Нелепости начинаются с самой завязки картины, когда куратор музея (Клас Банг) становится жертвой ограбления. Несмотря на хорошее финансовое положение, которое позволяет герою купить и новый кошелек, и новый телефон (плюс по утверждению персонажа, он пользуется в основном картой, а не наличными, что значит, потеря не так велика), он всё-таки решает ввязаться в авантюру, чтобы заполучить свои вещи обратно. В итоге публичная личность, найдя, где обитает вор, лихорадочно бегает по этажам и распространяет листовки с угрозами. Не абсурдно ли? Однако это только начало погони за белым кроликом. Далее последуют и встречи с Чеширским котом, и чаепитие со Шляпником на территории королевских апартаментов. Интересен также эпизод с обезьяной в квартире у американской журналистки (Элизабет Мосс), который так сильно напоминает сцену из “Корпорации «Святые моторы»” – прекрасного представителя современного искусства.

Впрочем, Эстлунд решил обратить внимание не только на фантазийность Леоса Каракса, но и позаимствовать технику у Брюно Дюмона (французский режиссер, знаменитый благодаря картинам: «Человечность», «Жизнь Иисуса», «Фландрия»). Так, единственная постельная сцена, снятая крупным планом, вызывает скорее отрицательные чувства, чем возбуждает. Потные и совсем безэмоциональные лица – хотел ли Эстлунд таким образом намекнуть, что люди по своей натуре продолжают оставаться животными, а секс – это далеко не красивое занятие любовью, которое так любят приукрашивать в Голливуде? Намек проскальзывает в картине не первый раз. Животная натура человека проявляет себя и в сцене перфоманса Олега Рогожина, в качестве дикого примата. Высший свет, облаченный в маски толерантности, на деле не готов вести дипломатические отношения с представленной агрессией, что выливается в бездумное следование закону джунглей.

Толерантная маска – вот тот квадрат, который создают буржуа западного общества. Они одновременно и огораживают себя от людей низшего класса, и заявляют, что они готовы заботиться о них. Однако за пределами квадрата далеко не все рады оказать необходимую помощь нуждающимся: многочисленные кадры отображают жизнь попрошаек на улицах Копенгагена, которые остаются незамеченными толпой прохожих.

В целом, «Квадрат» — это отличная сатира на современное общество, чье поведение всё ещё полно недостатков. Эстлунд не единственный, кто в этом году нарисовал карикатуру социума XXI века. Другая картина маслом принадлежит кисти Андрея Звягинцева, которая также получила приз Каннского жюри. «Нелюбовь» действительно заслужила носить золотые лавры, но награждение «Квадрата» для многих стало сюрпризом, и для режиссера в том числе.

Тем не менее, такое решение лишний раз подчеркивает злободневность ленты, благодаря которой многие педанты могут с легкостью узнать себя, а простые люди посмеяться над высшим светом.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018