КИНО-ПАНК

Нездоровая любовь матери и сына: «Луна»

Бернардо Бертолуччи – знаменитый режиссер и, бесспорно, один из самых скандальных кинематографистов в истории. Картина «Луна» — еще одна его работа, которая рассказывает о сложных человеческих отношениях, рассуждает об их естественности и приемлемости.

Подросток Джо – сын известной оперной певицы Катерины Сильвери. Он убежден в том, что муж матери Дуглас его настоящий отец, но сама мысль об этом родстве ранит его. Он мучается, видя слабость, безвольность Дугласа и в итоге начинает прибегать к помощи наркотиков. Катерина видит, как жизнь сына разрушается на ее глазах и решается на отчаянный шаг: рискуя карьерой и своими счастливыми отношениями, она везет Джо в Италию, чтобы познакомить его с настоящим отцом – школьным учителем. Она надеется, что встреча поможет сыну увидеть настоящее родство и почувствовать реальную близость.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Вместе с тем Катерина пытается наладить отношения с Джо – и они постепенно приобретают неестественный оттенок. Их близость все больше напоминает отношения между влюбленными, а не родственниками. Кино описывает отношения, близкие к инцесту, основанные на Эдиповом комплексе – но как и для чего это делает Бертолуччи?

В своих фильмах режиссер часто рассматривает природу отношений – отношений, которые выбиваются из рамок приличий, норм и обычаев. С одной стороны он поступает, как художник, который создает картину, отходит назад и отстраненно наблюдает за происходящим – не давая оценок происходящему на экране. А с другой – он же ищет причины поведению своих героев и показывает их зрителю — все так же отстраненно. За поисками этих причин и предстоит наблюдать зрителю – через образы и символы.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Чтобы верно разгадать идею режиссера, необходимо помнить, что Бертолуччи был убежденным фрейдистом. В большинстве его работ лежат утверждения, основанные на теории психоанализа. Вот и в «Луне» рассматриваемое явление – Эдипов комплекс, понятие, введенное именно Зигмундом Фрейдом. Джо, подросток, который не знал родного отца и ненавидел отчима, по факту, не имеет отца вовсе. Катерина же отдает всю свою жизнь сыну, отказываясь от присутствия других мужчин в своей жизни. Согласно теории Эдипова комплекса, у подростка, таким образом, исчезают «соперники», и он остается единственным мужчиной рядом со своей матерью. Если добавить к этому общую психологическую нестабильность обоих – наркомания у Джо, неимение сильного отца, авторитета рядом и саморазрушение и жертвенность Катерины – рождается та самая почва для развития надломленных отношений, близких к инцесту. Возможно, Бертолуччи рассматривает именно эту тему не просто из интереса психолога. В Италии, где и происходят события фильма, традиционно очень сильна связь между матерью и сыновьями. Распространен стереотип, близкий к правде, согласно которому итальянские сыновья очень долго не покидают мать и склонны слушать именно ее советы, иногда даже пренебрегая интересами жены. Так «Луна» становится не просто личным режиссерским наблюдением, но и, возможно, рассмотрением исторической социальной проблемы в Италии.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Образы же, с помощью которых Бертолуччи вырисовывает героев и связывающие их неестественные отношения, тоже близки к фрейдистским. Главным символом фильма становится луна, именем которой и названо кино. Луна – «женская» планета-спутник, в чем сходятся и астрологи, и физики, и психологи. Полный цикл луны составляет 30 дней – примерно столько же длится менструальный цикл у женщины. Луна напрямую действует на приливы и отливы и многие ученые полагают, что именно поэтому спутник влияет на психику людей, воздействуя на жидкости, из которых состоит человек. Потому многие чувствуют эмоциональные изменения во время смен лунных фаз, а особенно женщины – биологически более подверженные смене настроения из-за гормонального уровня. Фрейд в теории толкования сновидений называл луну олицетворением женского начала и материнства. Именно поэтому над героями фильма светит луна – она становится знаком и символом того, что происходит на экране, ключом к пониманию Эдипового комплекса – привязанности к матери. Есть в картине и другие символы – например, когда Катерина кормит маленького Джо медом с ложечки. Тягучесть этого кадра, его красивая, но отталкивающая, приторно сладкая атмосфера – еще один намек на чувственность, которую Катерина, сама того не понимая, пробуждает в себе и в сыне. Этот кадр важен еще и как намек на то, что именно мать становится в данном случае провокатором, взращивающим комплекс – в нем заложена еще одна фрейдистская идея о том, что все проблемы человека коренятся в его матери.

Этот смысловой стержень фильма обрамляют прекрасные съемки природы, пейзажей Италии, что тоже является частью стиля картин Бертолуччи. Правило эстетики, визуальной красоты для режиссера нерушимо – даже если в кадре рассматривается что-то отталкивающее и неестественное. Впрочем, нельзя забывать о том, что режиссер не дает героям и их поступкам оценку. Для него важнее красиво описать явление и его корни – так, как он их видит, и наблюдать за происходящим с высоты луны.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018