Кино-панк

Как готовят лучших официантов мира: «Мальчик с подносом»

Как готовят к работе будущих элитных официантов, которые обслуживают гостей в лучших ресторанах мира и обеспечивают тот самый безупречный сервиз? И возможно ли приучить непоседливого ребенка, который привык к полной свободе, к факту, что теперь его будущее – это идеальная дисциплина? Мария Михайлова рассказывает о фильме «Мальчик с подносом» — документальной попытке осмыслить эти вопросы.

Главный герой – 14-летний мальчик, которого записывают в элитную школу общественного питания. Выросший в горах, на вольном воздухе, он не знает, что такое – быть обязанным, запоминать что-то, не умеет быть терпеливым, потому что просто не знает о терпении. Единственная его страсть – это охота. Но юноше предстоит измениться: иначе его будущее будет под угрозой. Так фильм начинает рассказывать о постепенном превращении Маугли в человека – или, проще говоря, о переходном возрасте.

Кадр из фильма «Мальчик с подносом»

Кадр из фильма «Мальчик с подносом»

Конечно, всегда интересно посмотреть на закулисье той или иной организации, и школа элитной обслуги здесь – не исключение. Наблюдать за тем, как неловких, потерянных подростков учат контролировать заведение, быть внимательными и предупредительными – занятно и порой даже забавно. Но в данном случае документалисты взяли эти внутренние процессы лишь в качестве фона, причем весьма удачного. Благодаря ему подростковый характер главного героя высвечивается наиболее контрастно, как бы противопоставляется его окружению. От полной свободы и психологии ребенка – когда ты центр мира, тебе все дозволено и простительно, ему необходимо прийти к новой философии, согласно которой прав клиент и не в коем случае не ты сам. Ему необходимо прийти к жизни, в которой он будет обеспечивать хороший отдых других людей, заботиться о них, в то время как до этого о нем заботились родители. Процесс этого непростого перехода отлично показан и камерой, и монтажом, да и главный герой максимально естественен: он не устраивает каких-то клишированных сцен, его протест выражен молча, а в его вечной рассеянности есть что-то очень по-детски наивное и понятное. Мальчик разными способами пытается противостоять реальности. Он то неловко улыбается, пытаясь заставить себя стоять смирно, то, насупившись, моет пол на кухне, заявляя, что ему больше нравится это наказание, чем скучные уроки. То вдруг заявляет всему преподавательскому составу «мне скучно» — и в этом высказывании прячется его главный вопрос: «как можно радоваться жизни, если ты больше не можешь делать все, что хочешь?»

Кадр из фильма «Мальчик с подносом»

Кадр из фильма «Мальчик с подносом»

Уникальность «Мальчика с подносом» состоит в том, что этот документальный фильм подан почти как художественный. Об этом говорит и отличная съемка, продуманная, выверенная и очень деликатная. Об этом говорят и реплики героев, естественные, но сказанные так удачно и в такие моменты, что можно было бы подумать, что это заранее выписанный диалог. При этом в картине нет ни грамма фальши – что сразу убило бы всю его документальную ценность. Фильм получился очень добрый и какой-то по-отцовски любящий – поэтому он и оставляет в душе след.

Международный кинофестиваль «Докер» проходит в московском киноцентре «Октябрь» с 21-30 августа. Показы в Санкт-Петебурге, Казани и Калининграде пройдут в сентябре. Полное расписание на сайте.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018