КИНО-ПАНК

Пролетарии из Туниса примеряют костюмы французских буржуа: «Мир после нас»

Вчера завершился тринадцатый ежегодный фестиваль французского кино My French Film Festival. Главный приз был отдан драме «Под облаками», приз международной прессы – картине о французских военных «Магнетизм», в конкурсе короткометражек победила «Палома» режиссёра Гюго Бардена. Татьяна Уколова рассказывает о своём любимом фильме с этого MyFFF – «Мир после нас».

Молодой начинающий литератор Лабиди должен дописать роман о войне в Алжире, парень явно талантлив, у него даже есть литературный агент, а в издательстве как можно быстрее ждут рукопись, которая через полгода должна появиться на полках книжных магазинов. Походы в библиотеку за фактчекингом и вдохновением не дают должного результата. Вместо этого Лабиди с контейнером за спиной разносит пиццу и другую снедь по домам парижан. Ведь надо на что-то жить и платить за аренду, а тут еще внезапная влюблённость тоже не способствует работе над будущим магнум опус.

Кадр из фильма «Мир после нас»

Кадр из фильма «Мир после нас»

«Мир после нас» – полнометражный дебют 35-летнего французского режиссера Лауды Бен Салах-Казанаса – погружает нас в будни молодого парижанина с североафриканскими корнями и большими литературными амбициями. Фильм, вышедший на экраны в 2021 году, участвовал в ряде международных кинофестивалей, а ныне вошел в конкурсную программу 13-го онлайн-фестиваля MyFrenchFilmFestival, доступную для просмотра с субтитрами на 12 языках мира, включая русский.

Лабиди хоть и молод, но беззаботным юнцом точно не выглядит. Однако знакомство с Элизой словно сносит парню голову, толкая на не слишком обдуманные поступки. Лабиди съезжает от товарища из простенькой, но уютной квартирки в солидные апартаменты, которые явно ему не по карману, правдами и неправдами пытается заработать, пускаясь на всевозможные ухищрения, а перевод от страховой компании, вместо покрытия долгов, парень с друзьями и возлюбленной без лишних промедлений обмывают в местном кабаке. Тут уж не до антиколониального романа об Алжире. Но Лабиди, несмотря на подкатывающее временами отчаяние, уверен, что точно как-нибудь выкрутится, он должен, ведь быть рядом с Элизой – все, о чем он может думать.

Кадр из фильма «Мир после нас»

Кадр из фильма «Мир после нас»

Обаятельный Оурелиен Габриелли очень убедителен в роли ранимого, внешне робкого, но решительного и целеустремленного молодого человека. Несмотря на внушительную фильмографию, актер не слишком хорошо знаком зрителям, в отличие от своей партнерши по фильму Луиз Шевильот, известной ценителям независимого кинематографа ролями у целой плеяды знаковых европейских режиссёров, таких как Пол Верховен, Филипп Гаррель, Одри Диван и Надав Лапид.

«Мир после нас», несмотря на живописующие подробности выживания прекария в буржуазном обществе, не то, чем кажется на первый взгляд. Вместе с историей Лабиди мы будто бы наблюдаем конфликт любви и долга, пусть и перед собственным дарованием, издательством, светлым литературным будущим. Кажется, усидеть на двух стульях одновременно у героя не получится.

Кадр из фильма «Мир после нас»

Кадр из фильма «Мир после нас»

Пунктирно, почти не делая на этом акцента, фильм раскрывает в подробности социального неравенства как следствия колониальной политики Франции. Мать Лабиди — родом из Туниса, так что недописанный роман не только дань деколониальному дискурсу, проговаривание национальных травм, но очевидно и личное высказывание для начинающего писателя. Не зря сам Лабиди называет себя классовым перебежчиком — пролетарием в мире буржуа. Эта позиция во многом отражает взгляды самого режиссёра франко-тунисского происхождения Лауды Бен Салах-Казанаса, в образе Лабиди воплотившего свою историю выживания художника в капиталистической действительности.

Однако текст романа не приходит к герою сам по себе, текст приходит за поступками, которые невозможны без ошибок, проступков, оплошностей. «Мир после нас» – фильм о том, что самый простой путь – жить так, как хочется, позволять непозволенное, брать желаемое, замахиваться на Шекспира – порой самый правильный. Иногда делать то, что хочется, а не то, что нужно, и быть с тем, кто для тебя дорог, прямо сейчас, а не потом – самый верный способ прожить эту жизнь. Ведь каким будет мир после нас, нам узнать не дано.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018