КИНО-ПАНК

Ты беременна, но это временно: «Событие»

Ана – студентка филологического факультета. И она беременна. На дворе – французские 60-е, время строжайшего запрета абортов, сделав который подпольно, можно умереть или угодить в тюрьму. Но все это не пугает девушку, которая решила избавиться от плода, чтобы продолжить учебу. Такая вот нехитрая завязка у картины «Событие», которую посмотрела Мария Михайлова на специальном показе в «Мираж Синема».

Этот фильм, снятый по автобиографической книге Анни Эрно, считается одной из лучших французских премьер 2021 года. Доказательство – победа на Венецианском кинофестивале. Кто-то даже намекал, что именно «Событию», а не «Титану», стоило ехать на Оскар – мол, и тема острее, и замысел яснее. И это все при том, что критические недостатки «События» видны даже невооруженным взглядом. Потому вывод таков: сейчас «нужная» агитация ценится даже в ущерб качеству.

Кадр из фильма «Событие»

Кадр из фильма «Событие»

Первое, что мы узнаем о главной героине: она хорошо учится, а по вечерам обычно торчит в местном общажном баре, где собираются все неудовлетворенные студенты, мечтающие о сексе, но не желающие рисковать своим будущим. У Аны есть семья, которая держит таверну, но про нее мало что можно сказать: не вопиюще бедная, не пьющая, вполне дружная. Да и сама главная героиня представлена мало. Зритель не понимает, кто она такая, чем увлекается, чего хочет от жизни (денег, славы или просто свободы). Представлено только само «событие», беременность, вырванная из контекста. Авторский замысел мог бы быть понятным: такая ситуация, как у Аны, может возникнуть у любой девушки. Но полная абстрактность лишает зрителя возможности сочувствовать героине. Кто она такая? Почему для нее беременность так страшна?

Кадр из фильма «Событие»

Кадр из фильма «Событие»

Во-первых, мы ничего не знаем об уровне ответственности девушки. Понятно, что даже современные средства контрацепции не гарантируют 100% защиту, но авторы фильма как будто делают беременность абсолютно случайным, не контролируемым явлением, что, к счастью, неправда. Поэтому действительно важным становится вопрос, как Ана оказалась в своем непростом положении, и делала ли она хоть что-то, чтобы этого не случилось.

Кадр из фильма «Событие»

Кадр из фильма «Событие»

Во-вторых, в фильме слабо, на уровне набросков и полунамеков, показана мотивация героини к аборту. Девушка учится на филологическом факультете – это не та специальность, на которой стремятся скорее начать зарабатывать. Кроме того, у Аны хорошая полная семья и дом, в котором есть место для ребенка. Экзамены, из-за которых так боится Ана, можно сдать и будучи беременной. Фактически, нет преград для того, чтобы продолжить учиться, получить профессию (тем более, писателя), прибегнуть к помощи родителей. Но героиня делает все, чтобы прервать нежеланную беременность: она не просто рискует остаться бесплодной, делая себе аборт спицами или прибегая к процедуре зондирования, не просто тратит огромные деньги на подпольные услуги. Ана рискует умереть от кровотечения или попасть в тюрьму – и, осознавая эти последствия, не лучше ли выбрать жизнь на свободе с нежеланным ребенком? Как утверждает сама героиня – нет. Она не сможет полюбить этого младенца, поскольку он загубит ей карьеру и жизнь.

Кадр из фильма «Событие»

Кадр из фильма «Событие»

Ану, действительно, можно понять. Особенно хорошо ее ситуацию считают и пропустят через себя именно женщины, особенно ее возраста, те самые, для которых нежеланная беременность даже сейчас – больше, чем просто проблема. Но достаточно ли нагляден ее пример для мужчин и вообще консервативно настроенных людей (а ведь именно для них в первую очередь снята эта картина)? Есть вероятность, что для большинства зрителей метания девушки будут выглядеть как сознательный вред своему телу и себе, мотивированный нежеланием взять ответственность за свою жизнь. И даже великолепная игра Анамарии Вартоломеи не помогает посочувствовать героине и задуматься о том, как возможность сделать относительно безопасный аборт ценна для женщин.

Кадр из фильма «Событие»

Кадр из фильма «Событие»

Между тем, хоть повестка фильма «Событие» и прозрачна, она не совсем своевременна и воспринимается скорее как историческое кино про минувшие проблемы. Во Франции аборт можно делать уже более полувека, как и практически во всех странах ЕС. Конечно, эта проблема до сих не решена до конца, но было бы куда справедливее, если бы этот фильм снимался в условиях современных реалий. Например, героиней стала бы девушка с Филиппин. А картина про закон, который давно не действует, про девушку, чье «событие» вырвано из жизненного контекста, про ситуацию, которая не выглядит достаточно убедительной или угрожающей – скорее насмешка над абортами, чем манифест в их защиту.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018