Спортивный фильм-биография, посвященный известнейшему в России и мире футбольному вратарю Льву Яшину, вышел на экраны 28 ноября. Мария Михайлова разобралась, почему картина о легенде спорта не способна держать в напряжении даже самых фанатичных любителей жанра.
Лев Яшин, действительно, — отличный кандидат для того, чтобы стать центральной фигурой качественной картины с воодушевляющим, вдохновляющим и патриотичным содержанием. Его жизнь и карьера – сверхуспешные, которые, тем не менее, сложились для него не без препятствий и искушений. Яшин прошел через трудности в начале пути: непонимание со стороны тренера из-за необычной манеры игры, перебежки к хоккею и обратно, провал на первом же ответственном матче. Позже, уже на пике славы, вратаря ждет крайне заманчивое предложение – игра в «Реал Мадрид», к тому же за любые деньги – от которого он с честью отказывается. И, конечно, острейшим событием в карьере Льва Яшина становится оглушительный провал в Чили, из-за которого ему пришлось пережить всенародное осуждение болельщиков и бороться с неверием в себя, людей и в футбол. Все эти события в жизни великого футболиста – богатый материал для кино, в котором можно было бы рассмотреть сразу несколько непростых тем: стандартный для спортивных фильмов «путь к славе», проблему искушений, которые неизменно окружают талантливых и успешных людей, неблагодарность общества, которая забывает про былые заслуги человека, стоит ему хоть раз ошибиться и не дотянуть до привычной высочайшей планки. Такое спортивное кино могло бы стать действительно хорошим патриотическим фильмом и угодить, тем самым, не только зрителям, но и правительственным структурам. Все в данном случае были бы довольны – ведь речь идет о всенародном любимце, человеке, чьи заслуги реальны и которым страна может гордиться. Остается только выбрать один из ярких эпизодов в жизни Яшина и построить на нем грамотную идею. Но создатели картины поступили иначе, и превратили потенциально отличное кино в хвалебную оду-биографию.
Структура фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» подобна его названию — она такая же очевидно банальная и излишне подробная. Вместо того, чтобы взять во внимание один-два идейно схожих важнейших эпизода из жизни спортсмена, съемочная команда решила рассказать зрителю абсолютно все, даже скучные эпизоды, которые не имеют отношения к становлению Яшина как знаменитого вратаря. Так, например, на экране перемежаются важнейшие матчи и затянутые диалоги с тренерами, которые ссорятся из-за того, где должен играть Яшин, громкие победы и совершенно не имеющие к ним отношения романтические эпизоды. Отдельный ряд вопросов возникает к частоте появления на экране жены Яшина. Их любовь – важная часть жизни вратаря, и она поддерживала его в трудные минуты (например, после проигрыша в Чили), но их отношения не представляют отдельного зрительского интереса, они гармоничные, счастливые и стабильные. Тем не менее, романтических эпизодов в картине так много, что они постоянно сбивают накал страстей и напряжение, которое в спортивном фильме постоянно должно расти.
Из-за обилия ненужных, бессмысленных деталей и мелочей получается, что в картине вообще нет центрального конфликта, к которому бы шел весь сюжет. Создатели фильма похожи либо на безумных фанатов, которым важна любая мельчайшая деталь о жизни своего кумира, либо на тех, кому попросту наплевать на человека, о котором они рассказывают. Непонятно, что в картине главное – а значит, непонятна и мысль, которая в нее заложена (и заложена ли она вообще). Повествование тянется, как будто это биографическая документалка, снятая на заказ, а не спортивная драма. Но это, к сожалению, не единственная проблема фильма.
Больше всего в картине раздражает именно то, как в нем показан сам Лев Яшин. Он – герой без недостатков, безупречный настолько, что в итоге перестает быть объемной личностью и становится кем-то вроде картонного супермена. Зритель не найдет здесь ни диалога внутренних сомнений и колебаний вратаря, ни его отношения к собственному успеху, ни мотивирующих установок, которые помогали футболисту идти к вершине. Максимум, который аудитория сможет получить от фильма – посыл «никогда не сдавайся». Раздражает и расстановка фокуса на успехе и неудачах Яшина. О его ошибках практически ничего не говорится – большую часть времени на экране все восторгаются талантом спортсмена. Возможно, в реальности Яшину действительно редко приходилось сталкиваться с трудностями, но ни одному зрителю, даже фанату, не будет интересен фильм про идеального человека без слабостей, которые он планомерно преодолевает.
Спортивные драмы – один из самых мотивирующих жанров (если не считать некоторых исключений вроде «Малышки на миллион»), но во «Вратаре моей мечты» зрителю просто нечем мотивироваться. Итог может только его расстроить: вместо раскрытия легенды советского спорта, попыток сделать героя понятным и близким обывателю, на экранах предстает недосягаемый образ «идеального положительного героя». Видимо, по мнению создателей фильма, ни одному из зрителей никогда не стать таким же.