Кино-панк

«Маленькие женщины» или леди Бёрды новоанглийского уезда

Одна из наиболее перспективных молодых режиссеров Грета Гервиг представила миру свою вторую работу – картину «Маленькие женщины». Мария Михайлова выясняет, насколько удачной получилась новая киноадаптация известного романа о женщинах.

Грета Гервиг подошла к работе над новым фильмом весьма амбициозно: она решила экранизировать роман Луизы Мэй Олкотт, ставший популярным еще в 1868 году — а в последние годы еще и особенно актуальным. Кроме того, у произведения уже есть целых семь экранизаций разной степени успешности, а также написаны пьеса и опера. Последние две киноадаптации и вовсе вышли совсем недавно – в 1994 и сериал в 2017 году. Грета Гервиг взялась за очень конкурентный и отработанный материал. Что же у нее получилось?

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

На исполнение главной роли (писательницы Джо Марч) Грета пригласила актрису, которая уже успела сыграть центральную героиню в ее первом фильме «Леди Берд» — Сирша Ронан. Решение, возможно, не отличается серьезной оригинальностью, но Гервиг сделала взвешенный и во многом понятный ход – во второй картине Сирша отыгрывает, по сути, тот же характер независимой, энергичной девушки, для которой собственные мечты намного важнее, чем социальные нормы. Благодаря игре главной героини режиссеру удалось важное – сделать не просто драму о судьбах семьи и героинь, а вывести повествование на уровень общей идеи, разговора об эмансипации женщин. Не менее органично в историю вошли и остальные сестры, каждая из которых выбрала свой собственный путь. Примечательно, что у героини Эммы Уотсон получилась самая семейная и традиционная история из всех: ей, в отличие от других сестер, проще всего было влиться в рамки общественных норм, завести семью, вести хозяйственный образ жизни. Но по отношению к этому персонажу не заметно ни иронии, ни неискренности, что делает всю композицию характеров гармоничной – без агрессивного уклона в сторону феминизма. В нескольких сценах, правда, героини произносят реплики, которые звучат излишне «замыленно», особенно сейчас, когда каждый пятый фильм затрагивает «женский вопрос». Фразы о несправедливости и давлении, под которым приходится существовать женщинам, хоть и незначительно, но портят впечатление изящного и неглупого фильма, которое рождается у зрителя во время просмотра.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Центральная мужская фигура повествования – молодой аристократ Теодор, которого сыграл Тимоти Шаламе. Актер появлялся на экранах еще осенью (в картине «Дождливый день в Нью-Йорке»), и его игра придает всему фильму оттенок мюзикла: слегка «театральная» манера работы, танцевальные движения, сам образ молодого кутежника, который разбивает сердца героиням. Тимоти идеально вписывается и дополняет атмосферу картины, в которой, конечно, исторические элементы (светские ритуалы, наряды, интерьер) играют очень важную роль. Как характер и герой актер очень удачно завершает композицию характеров, составленную Гретой Гервиг – так, что к «портретной» части картины невозможно придраться.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

К сожалению, собрав грамотный актерский состав и хорошо поработав над характерами, режиссер «перемудрила» с технической реализацией фильма. «Маленькие женщины» делятся на две временные ветки – детство героев и возвращение к ним после промежутка длиной в 7 лет. В повествование также вкраплено общение писательницы Джо со своим издателем, то есть история самой книги – как она создавалась, как ее не хотели издавать и все-таки выпустили. Рассказ был бы выстроен логично, если бы развивался постепенно, без переносов в прошлое и будущее – но Грета Гервиг скомпилировала эпизоды сумбурно, не всегда даже помечая временные скачки. Из-за этого зрителю (особенно не читавшему роман и не видевшему ни одну из экранизаций) бывает сложно понять, о каком времени идет речь, что происходит с героями и на каком этапе отношений они находятся. Этот технически-смысловой недостаток всерьез ощутим для аудитории и может испортить впечатление от просмотра красивого и нежного кино о том, как мыслят, чего желают и кого любят маленькие женщины. Впрочем, даже он не помешал картине быть номинированной в нескольких премиях и, в том числе, в 6 номинациях на «Оскар».

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018