КИНО-ПАНК

Через реки, горы и долины с Фрицом Лангом: «М»

Фильм с ультимативно лаконичным названием «М» — первая звуковая картина режиссера Фрица Ланга. «М» уверенно входит в сотню величайших кинофильмов в истории (по рейтингу IMDB). Мария Михайлова выясняет, почему.

Сюжет разворачивается в одном из немецких городов. В нем случается целый ряд страшных преступлений – неизвестный похитил, убил нескольких девочек и продолжает совершать злодеяния с угрожающей частотой и безнаказанностью. Полиция никак не может поймать маньяка, а жители города неуклонно падают в паранойю – перестают выпускать из дома детей, подозревают каждого знакомого. Прочие преступники тоже боятся неуловимого убийцу, а кроме того – страдают от участившихся полицейских рейдов в злачные районы города. Они решают объединиться… и поймать маньяка самостоятельно. Что особенно любопытно — «М» основан на реальных событиях.

Кадр из фильма «М»

Кадр из фильма «М»

За основу сценария (по мнению многих критиков, хотя сам Ланг предпочитал говорить, что это собирательный образ) взято дело Петера Кюртена, известного как «Дюссельдорфский душитель». На суде он признался в 69 убийствах несовершеннолетних девочек, хотя доказано из них было только 9. Кюртен был в прямом смысле неуловим, а поймать и предать суду его смогли только благодаря жене, с которой Петер зачем-то решил поделиться историями своих преступлений. Ясно, что страшные события в Дюссельдорфе, произошедшие вокруг Кюртена, сами по себе являются отличным материалом для экранизации. И в то же время эта тема не предполагает никаких позитивных установок – поэтому логично, что и фильм получился тяжелым, мрачным (и весьма философским). Все это послужило предпосылкой к внедрению элементов, которые впоследствии станут часто использоваться в жанре «нуар». «М» стал не только эталонным полицейским фильмом, но и предтечей этого уникального стиля. Так, картина не показывает своему зрителю все ужасы «в лоб» – но при этом в кадре напряжение ощущается почти постоянно. Мрачная атмосфера здесь иносказательна и передается с помощью характерных символов, поскольку для режиссера было важнее передать не конкретное событие, а явление, гамму ощущений, которые переживают люди, когда в их городе происходит нечто подобное. Так, например, зритель не видит нападений маньяка, но быстро учится его опознавать по характерному звуку – убийца насвистывает мелодию «В пещере горного короля» из «Пер Гюнта».

Кадр из фильма «М»

Кадр из фильма «М»

Вообще, метафоры, которыми оперирует картина – не только его «фишка» художественной выразительности, а вещь идейная. Многое в фильме обретает новый смысл и многое – его теряет. Беда здесь приходит как будто из ниоткуда: из детской считалочки про черного человека с ножом в руке. Дети, которые кричат ее во дворе, как будто накликают на себя беду – а значит, у нее может быть не только рациональное, объяснимое начало. И, напротив, слепой продавец воздушных шариков узнает преступника, не пользуясь самым, казалось бы, очевидным органом – так фильм делает бесполезными те физические возможности человека, которым он доверяет больше всего. По этой причине режиссер поменял и первоначальное название картины «Убийца среди нас» на имя-знак, имя-символ «М», на первый взгляд не выражающий ничего конкретного, но поддающегося расшифровке. Эта буква – отражение главного персонажа-убийцы, неуловимого, но существующего, с несформулированным обликом, но совершающего непоправимые и грубые физические преступления.

Кадр из фильма «М»

Кадр из фильма «М»

«М» достигает огромной степени воздействия на зрителя, не прибегая к уникальным техническим решениям, а, напротив – сообщая зрителю меньше, чем он привык видеть. Декодировка символики становится здесь квестом, почти интерактивным элементом. Фильм напоминает конфету в нескольких обертках – чем дальше разворачиваешь, тем интереснее и тем ближе долгожданная, философская сердцевина картины.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018