КИНО-ПАНК

Вечное сияние затуманенного разума: «Маньяк»

Пока позволяет время, стоит вспомнить не только о кино, но и про сериалы, особенно небольшие – те, которые можно посмотреть за выходные. «Маньяк» — один из тех, которые не стоит пропускать. Мария Михайлова рассказывает, почему.

Формат мини-сериала поначалу может казаться несколько несуразным: слишком длинный для просмотра за один раз и слишком короткий, чтобы растянуть удовольствие на несколько недель. Но тем не менее, со сценарной точки зрения это, пожалуй, одна из самых удобных форм. У авторов есть время неспешно раскрыть каждого персонажа и углубиться в мелочи, на которые в полном метре не хватает времени. С другой стороны, в мини-сериале нет нужды раз за разом придумывать для героев новые истории и вводить в него свежих персонажей. Такой же длинной, но законченной историей стала работа соавторства Кэри Фукунаги и Патрика Соммервиля – «Маньяк». Несмотря на то, что сериал вышел уже около двух лет назад, он не получил большой известности, хотя отзывы собирал самые разные – от восторженных, до полностью негативных. Тем не менее, создателям удалось главное – сделать изящную смесь из жанров, объединив все под общей глубоко психологичной идеей.

Кадр из сериала «Маньяк»

Кадр из сериала «Маньяк»

Название сериала – не отсылка к убийце, а название-аббревиатура машины MANIAC, способной проникать в мозг подключенных к ней пациентов и формировать образы и видения: иными словами, виртуальную реальность, адаптированную под психологические особенности каждого человека. К этой машине в экспериментальном порядке подключают пациентов, страдающих от каких-либо психологических травм. В их числе оказываются и двое главных героев: Оуэн и Энни. Оуэн вырос неудачником в сверхуспешной и богатой семье: над ним непрестанно издеваются, а он вынужден идти на поводу у своих состоявшихся родственников и даже прикрывать их грязные дела. Энни же страдает от потери своей младшей сестры и чувствует неизбывную тоску и вину перед ней. Герои согласились на эксперимент вовсе не из интереса к науке или в попытке излечиться: Оуэн стремится к финансовой независимости (за участие в программе платят хорошие деньги), а Энни пришла туда, напротив, в угоду своей зависимости – она «подсела» на экспериментальные таблетки, позволяющие ей раз за разом переживать в сознании день аварии и облегчать свою ношу. Удивительным образом сознания двух этих героев пересекаются, машина начинает создавать для них общую виртуальную реальность. Сами же персонажи, такие непохожие, начинают неосознанно помогать друг другу, прорабатывать травмы друг друга. Так авторы показывают неизбежность социальной терапии, необходимость быть с кем-то другим, непохожим и, возможно даже, таким же сломанным человеком. Создатель машины и сам человек глубоко травмированный – он создал суперкомпьютер только ради того, чтобы доказать своей матери, известнейшему психотерапевту, несостоятельность ее методов. Стремясь подчинить мир человеческих чувств машинному коду, ученый обречен на неудачу: Оуэн и Энни будут путешествовать по мирам, киножанрам и историям вместе, раз за разом разыгрывая новые роли и проходя каждый раз все новые стадии излечения, незаметно, через такой своеобразный «игровой метод». Компьютер, к которому они подключены и сам в итоге проходит через депрессию, не выдерживая накала человеческих чувств. В «Маньяке» очеловечены все, даже техника, и почти нет счастливых и «нормальных» персонажей: создатели сериала сделали свой футуристичный и калейдоскопичный мир столь же печальным, сколь и завораживающим. Почти наверняка зритель найдет себя в одной из историй, показанных здесь, и почти каждому знакомо будет то ощущение нереальности, в котором живут герои картины. Важно при этом то, что Фукунаги и Соммервиль не просто осмысляют природу психологических травм, а говорят о чем-то более глубоком: о поисках себя, о том, почему человек несчастен: «Маньяк» — во многом философское произведение.

Кадр из сериала «Маньяк»

Кадр из сериала «Маньяк»

Впечатляет и качество работы, которая была проделана над визуальной стороной сериала. Авторы заметно углубились в теорию цветопсихологии и активно использовали эти знания на экране. «Маньяк» изобилует неоновыми, яркими, кислотными оттенками всех цветов радуги, рождая вполне предсказуемые ассоциации: синий – тоска, желтый – самообман, розовый – эгоизм и сила, зеленый – спокойствие и контроль. Зритель, даже не посвященный в символику и значения цветов, на эмоциональном уровне вовлекается в мир, который для него создала машина MANIAC. И вместе с ощущением ирреальности, которое пронизывает весь сериал, начинает ощущать себя участником этого мира: то ли игроком в шлеме виртуальной реальности, то ли сновидцем. Именно такое уникальное видение мира человеческих чувств делает «Маньяк» сериалом, который заслуживает того, чтобы его посмотрели. Терапия в нем работает не только для героев самой истории, но и для того, кто в это время смотрит на экран.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018