В кинотеатрах выходит романтическая комедия «Марафон желаний» — дебютная режиссерская работа актрисы и музыканта Дарьи Чаруши. Мария Михайлова рассказывает о нелепой и глупой картине на давно избитую тему традиционного «женского счастья».
Главная героиня картины – Марина, мастер по маникюру из Воронежа. Список ее желаний прост и неказист: она хочет выйти замуж за своего возлюбленного, поездку в Париж, погасить кредит… Но ее почти устроенная жизнь начинает рушиться, когда она теряет паспорт за несколько дней до замужества. В попытке наладить свое будущее, она собирается лететь к подруге в Ханты-Мансийск, на загадочное мероприятие «Марафон желаний». Там ее обещают научить формулировать и исполнять мечты с помощью простых записей в блокнот. Но до Ханты-Мансийска Марина так и не долетает, а ее желания начинают исполняться уже в аэропорту – пусть и не так, как ей хочется.
Действие всей картины происходит в аэропорту Пулково. Использованы самые разнообразные локации – от тюремной камеры до подсобки ресторана. На удивление, аэропорт оказывается очень разнообразной съемочной площадкой. Но уже здесь начинает ощущаться излишество, которым переполнен фильм: действия сменяются так быстро, а герои перемещаются так часто, что зрителю просто не удается почувствовать особенную атмосферу места, в котором происходит история. В итоге из удачной локации Пулково превращается в мешанину отрывистых кадров: нет понимания, где находится то или иное место, нет осознания автономности аэропорта, ощущения, что действие происходит в небольшом закрытом городе. Как итог – нет и ощущения волшебства, исполнения мечт, атмосферы сказки, в которой вдруг оказываются герои, выпавшие из привычной реальности. Но больше всего фильм смущает и раздражает не способом подачи истории и не съемочной площадкой, а персонажами.
«Марафон желаний» задуман, как женская комедия – поэтому и все внимание сфокусировано именно на женских желаниях, мечтах, психологии. Персонажей-мужчин в фильме можно пересчитать по пальцам одной руки, а на передний план выходит всего один – загадочный повар Саша (Кирилл Нагиев). О нем зритель не узнает практически ничего, кроме того, что он увлечен своей профессией до безумия и ничто не интересует его так сильно, как кулинария. Но недостаток мотивации и информации о нем как о личности совершенно не мешает создателям картины сделать Сашу главным романтическим героем рассказа. Что же касается главной героини Марины, то ее типаж вряд ли может вызвать у зрителя какие-то положительные чувства (кроме сочувствия). Она очевидно глупа и точно не способна подавать своим поведением какой-либо пример другим женщинам. Ее рост как персонажа происходит только в сторону избавления от эгоизма в пользу помощи симпатичному незнакомцу-попутчику Саше (который не сделал ровно ничего, чтобы понравиться героине и вообще большую часть экранного времени старается от девушки избавиться). Помимо очевидно вызывающего внешнего вида (мини-юбка, яркий макияж, безвкусная укладка), Марина ведет себя настолько простецки и безвкусно, что возникает невольный вопрос: даже если для режиссера такое поведение – норма для девушек из провинциальных городов России, как у него хватило смелости поместить такой оскорбительно-клишированный образ на экран? Героиня не вызывает ни желания помочь, ни даже желания понять ее. Зрителю, впрочем, как и герою Саши, скорее всего захочется как можно меньше видеть такого персонажа, пусть даже на экране. И, в отличие от сценария, который неизбежно ведет историю к романтическому финалу (ведь речь идет о ромкоме), при просмотре отношение к Марине никак не меняется, и тем большее удивление вызывает то, как вдруг, без всякой причины, окружающие вдруг начинают уважать девушку и помогать ей.
Не меньшее смущение вызывают и другие женские персонажи картины. Ни одну из них (даже просветленную йогиню Пусси Павер) нельзя назвать рассудительным и зрелым человеком. В фильме обыгрывают все возможные банальные образы: от гламурной блондинки до стервозной помощнице ресторатора, которая презирает всех остальных за непричастность к миру высокой кулинарии. Ни одна героиня не вызовет у зрителя искреннего уважения и понимания. Тем более странным выглядит тот факт, что Дарья Чаруша хотела снять именно «женскую» комедию – ведь если на экране сочувствия не вызывает ни одна женщина, как можно воспринимать картину, кроме как прямую насмешку над зрителем?
Так, нелепые, несмешные и откровенно неприятные персонажи, в совокупности со слишком быстрой сменой локаций и действий, создают фильм-недоразумение – комедию, которая не кажется смешной, романтический посыл в которой не оправдан, пользы и смысла в которой попросту нет. Зрителю, скорее всего, останется только поплакать – ведь если в реальном мире действительно все женщины похожи на Марину, ее подруг или на недалеких типичных «блондинок», то в таком мире не захочется жить никому: ни мужчине, ни женщине.