Дорогая историческая картина – большая редкость для российского киноискусства. Не так давно широкие экраны штурмовал «Викинг» Андрея Кравчука, но, к сожалению, сказка о великом князе Владимире была далека от красоты и достоверности. «Матильда» Алексея Учителя – фильм иного уровня. Несмотря на легкую хронологическую путаницу, история о романе последнего императора с одной из первых балерин зрелищна, изящна, эффектна.
Самая блеклая деталь «Матильды» — сюжет. Наследник российского престола вопреки советам матери увлечен танцовщицей, он молод, слабохарактерен, неопытен, поэтому искренне не понимает, что двух зайцев удержать невозможно: либо невеста без капли голубой крови, либо государство. Пресная любовная линия разбавлена интригами, покушениями, неистовством нескольких отрицательных персонажей. События охватывают восьмилетний период, с крушения поезда Романовых в 1888 году до коронации Николая II в 1896.
Сделав акцент на визуальную сторону, авторы небрежно обходятся с реальными событиями и фактами. Причины, по которым рухнул упомянутый поезд, неизвестны, но Алексей Учитель смело выдумывает нетрезвого крестьянина с телегой на путях. Великий князь Андрей Владимирович колесит на автомобиле, до выпуска которого остается еще 10 лет, Мариинский театр оборудован современными лампами накаливания, Мария Фёдоровна и Александра Федоровна общаются на ломанном русском, хотя на родном немецком им было проще выговаривать длинные фразы.
Но перечисленные огрехи вспоминаются уже после сеанса, в темноте кинозала «Матильда» царит, повелевает и поражает. Дворцовые интерьеры, роскошные костюмы, качественные эффекты. Практически все актеры внешне далеки от своих прототипов, но эмоциональное исполнение склоняет чашу весов к положительному полюсу. Сергей Гармаш – грузный, постаревший раньше времени глава семейства, Ларс Айдингер – юный, застенчивый, пылкий цесаревич, Михалина Ольшанска – взбалмошная, но целеустремленная королева светских вечеров.
Новое высказывание Учителя не оставляет поводов для споров и рассуждений, оно прямолинейно, бесхитростно, рассчитано на восприимчивую, способную восхищаться блеском, аудиторию среднего возраста. Яркая картинка, чудесная оркестровая музыка – и если не аплодисментов, то внимания «Матильда» точно заслуживает.