Кино-панк

Величайшее безмолвное произведение: «Метрополис»

«Метрополис» Фрица Ланга – антиутопический эпос, ставший венцом эпохи киноэкспрессионизма. История о мире, разделенном на промышленный ад и буржуазный рай, поражает масштабом и новаторством, выдержанном во всем, начиная со сценария и заканчивая техникой съемки. Изначально «Метрополис» не был должным образом востребован публикой, картина претерпела множеств сокращений, некоторые кадры были утеряны, но все-таки фильм дошел до наших дней и сейчас однозначно признан величайшим шедевром немого кинематографа.

Сценарий «Метрополиса» написан Теа Фон Харбоу, женой Ланга, сценаристкой многих его фильмов. В основе сюжета – история этаких Ромео и Джульетты будущего: представитель золотой молодежи, сынок правителя Метрополиса беспамятно влюбляется в молодую учительницу Марию, девушку из рабочего класса, с первого своего появления проповедующую равенство и братство своим ученикам. Их встреча – лишь завязка стремительно развивающейся истории, уследить за которой не так-то просто – сюжетных линий в «Метрополисе» множество, и все они связаны мельчайшими деталями. Тут и первый в истории кинематографа оживший робот, и безжалостное восстание рабочих, и футуристический район красных фонарей, и сумасшедший гений-ученый – все сливается воедино, создавая диковинный мир Метрополиса.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Картина изобилирует не только поворотами сюжета, «Метрополис» – настоящий кладезь культурных отсылок. Легенда о Вавилонской башне, дословно цитируемая Марией, становится знаковой для понимания фильма. Метрополис – своеобразное подобие Вавилона, рабочие и буржуазия в котором говорят на разных языках, не достигая понимания. Появляется здесь и Вавилонская Блудница – ею становится женщина-робот, танцующая на подножии семи смертных грехов. В то же время настоящая Мария предстает перед зрителями святой, не даром же ее имя совпадает с именем Девы-Марии. Вечные сады, по дорожкам которого гуляют молодые представители буржуазии – прямая отсылка к садам Семирамиды, а собрания рабочих в катакомбах очень напоминают первые христианские сборища. Возникает в фильме и аналогия с всемирным потопом: рабочие кварталы поглощает вода, становясь наказанием за бездумное восстания.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Ланг не поскупился не только на отсылки к библейским сюжетам, но и проработал множество других знаковых деталей. Часы рабочих с десятичасовым циферблатом – по времени рабочей смены, повсеместно встречающиеся пятиконечные звезды, отсылающие к дьявольской пентаграмме, машина-молох, пожирающая рабочих в прямом и переносном смысле – фильм можно пересматривать и пересматривать, с каждым разом замечая все больше символов для понимания режиссерского замысла.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Чтобы воплотить грандиозную антиутопию на экране, потребовалось смешение внушительных декораций, удивительных костюмов и новаторских приемов съемки. Футуристическая архитектура Метрополиса стала результатом кропотливых трудов художников, скульпторов, декораторов. Чтобы создать город будущего, были не только отстроены масштабные декорации, но и созданы миниатюрные модели, изображавшие панораму Метрополиса. Снующие по улицам автомобили – тоже модельки, передвигаемые вручную ассистентами режиссера. Объединяли актеров и миниатюрные декорации при помощи комбинированных съемок с использованием зеркал.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Костюмеры также постарались на славу: сочетание моды 20-х годов с готическими элементами выглядит поистине впечатляюще. Отдельного внимания заслуживает наряд женщины-робота: для его создания исполнительнице роли Марии пришлось несколько часов пролежать в гипсовой форме, чтобы костюм принял очертания ее тела. Но старания не прошли даром – эротический образ механической женщины стал в дальнейшем вдохновением не только для режиссеров-фантастов, но и для стилистов Мадонны, Леди Гаги, Бейонсе и других поп-див современности.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Конечно же мир будущего не мыслим без спецэффектов и монтажа. Здесь и игра светотени, и быстрая смена кадров, и коллажи. Для эпизода превращения девушки в робота был применен метод множественной экспозиции, который позволил совместить в одном кадре фигуру робота на черном фоне и светящиеся неоновые круги. Изображение движущихся по ночному городу лучей света – результат покадровой анимации, ради которой было создано около тысячи картин.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

«Посредником между разумом и руками должно быть сердце» – в этом эпиграфе Ланг заключил суть своей киноленты о классовой борьбе. Сам фильм стал своеобразным посредником между шедеврами немого кинематографа и современной научной фантастикой. «Терминатор», «Матрица», «Пятый Элемент» – это лишь некоторые картины, в которых можно найти отсылки к «Метрополису». Вдохновение из фильма черпали для своих клипов Мадонна, Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон. Одним словом, «Метрополис» – не просто образец кинематографической антиутопии, «Метрополис» – настоящий культурный феномен, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие киноиндустрии.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018