Американская гегемония в кинематографе все больше подвергается легким толчкам со стороны режиссеров других стран. На мировой арене о себе стали заявлять Иран, Польша, Аргентина и другие. В 2019 году в российский прокат выходит уже вторая картина аргентинского производства «Шедевр». Гастон Дюпра, в отличие от Луиса Ортега, чей фильм «Ангел» появился на экранах в январе этого года, снял работу об искусстве, дружбе и Буэнос-Айресе.
«Шедевр» рассказывает историю двух старых товарищей, по которым не скажешь, что они добились большого успеха в жизни: один — неудавшийся галерист, другой – забытый художник. Артуро всячески пытается продать картины друга, пытается убедить его, что нужно подстраиваться под современные тенденции. Однако творческая личность Ренцо остается непреклонной. Он закрывается в своей квартире, плюет на моду и на людей. Как заработать денег с таким художником? Остается только один вариант – обман.
Режиссер думает заинтриговать зрителя с самого начала и заставляет Артуро сделать как-бы шокирующее признание: «Я убийца», таким образом, все последующие кадры, вплоть до конца ленты, превращаются в один большой флэшбэк. Впрочем, признание остается разочарованием, так как, во-первых, оно забывается на пути столь долгого повествования, а во-вторых, оказывается не столь вопиющим.
Герои «Шедевра» яркие и гротескные, но в то же время — шаблонные. Художник предстает циником, интровертом, в то время, как его друг арт-дилер, безусловно, льстец. В фильме также фигурирует испанский хипстер, который живет согласно моральным законам, и сумасбродная девица-любовница Ренцо – добавленные в повествование для разнообразия сюжета.
Дюпра делает ставку на изобличение истинного лица искусства, где продается не талант, а вычурность. Идея не нова, и «Шедевр» так или иначе, будет сравниваться с «Квадратом» или «1+1». Коварство выставочного мира показывается на фоне Буэнос-Айреса, который красочно описывает Артуро вначале ленты. Сделать город третьим героем – решение отличное и в особенности колоритное для показа «Шедевра» в других странах, но Дюпра не углубляется в этот сценарный ход, он оставляет городу перебивочные кадры, что немного понижает уровень фильма.
Как бы прост не был «Шедевр», он все же несет ценное послание человечеству – «не ищите глубокого и тайного смысла в картинах, насладитесь их красками и прочувствуйте эмоциональное состояние художника, больше ничего и не требуется».