КИНО-ПАНК

Плакали да ссорились: «Молодость»

«Молодость» красива. Глянцевые кадры, звуки скрипки, неспешные диалоги. Вопреки распространенному мнению, Соррентино не бросается с кулаками на поп-культуру. Да, слегка задевает её плечом и, как ни в чем не бывало, стремительно удаляется дальше по тротуару. Поднимать вопрос о его гениальности еще рано, но признать талант и, видимо, врожденное чувство меры необходимо. Начиная с “Великой красоты”, он открыл новый этап в творчестве, который или по ошибке, или из-за невежества, нередко называют слепым подражанием Феллини. Без лишних слов понятно, Соррентино уже выхватил и переиграл на современном цифровом инструменте истории “Сладкой жизни” и “Восьми с половиной”. Заметьте, речь идет не о бездумных ремейках, а о самостоятельных картинах, содержащих дерзкие и явные отсылки к творениям маэстро.

Помимо кинематографических, говоря языком веб-мастеров, внутренних переходов, “Молодость” одарена переходами внешними, на более древние виды искусства: на литературу и на музыку. Первая представлена упоминаниями о Новалисе, вторая — рассказами композитора о давнем знакомстве со Стравинским. Стоит задуматься, что исторические фигуры выбраны не случайно. Персонаж Пола Дано, как внешне, так и характером (если верить книге М. Бента) напоминает Новалиса, не успевшего постареть ни душой, ни телом, и в целом, считавшегося дерзким парнем по меркам XVIII века. Стравинский получил диплом юриста, но с законодательством сталкиваться даже не собирался, твердо решив, что увлечение должно совпадать с работой. Он, промотавший на светских вечерах весну жизни, одновременно похож на обоих протагонистов “Молодости”.

Они бродят по паркам роскошного санатория в Швейцарии, проходят курсы массажа, прохлаждаются в прозрачных водах бассейна. Один из них, как уже было сказано выше, композитор, второй, режиссер, который совмещает приятное с полезным, и вместе со съемочной группой пишет сценарий к заключительному в карьере фильму. Любопытно, что дружба главных героев построена на вещах далеких от творчества: воспоминаниях о первой любви, заботе о давно выросших детях. Они делятся друг с другом только хорошим, но сквозь все диалоги этих увядающих мастодонтов искусства слышится главный вопрос: “Как не предать себя, не растратить достижения молодости?”. Они с горечью осознают, общество мыслит поверхностно, поэтому не стоит ожидать даже крохотной благодарности за сложные психологические ленты и завьюченные композиции, не ставшие мейнстримом.

Помимо философских рассуждений, в фильме достаточно юмора, временами затрагивающего деликатные темы. И этот ход тоже является совершенно верным, так как зритель, отученный от тяжелой пищи для мозга, наравне с остальными будет насыщен впечатлениями и не покинет зал раньше времени. Дополнительным компонентом, подтверждающим, что Соррентино приготовил конфету на любой вкус, служит замечательная, сочная, как августовский персик, картинка. Еще в 2004 году, когда на экранах появились “Последствия любви” с уникальной вступительной сценой длинной в пять минут, в течении которых строгий, но меланхоличный Сервилло катится на плоском эскалаторе, стало понятно, что Лука Бигации (с тех пор бессменный оператор Соррентино) обладает чудесным качеством находить прекрасное в самых незначительных деталях. Цветущий луг, тарелка спагетти, смычок дирижера крупным планом; реальный мир меркнет после двух часов в компании итальянских визуалов.

Забавно, но среди отечественных критиков “Молодость” собрала довольно плотную кучку ненавистников. Для примера, издание “РБК” опубликовало многословную, но ужасно пошлую статью, обзывающую фильм “набором сцен и галереей клишированных персонажей, которые разговаривают цитатами из прочитанных режиссером литературных произведений”. (Конечно, стоит тактично промолчать про 24 рекламных баннера, перекрывающих половину сайта “РБК”.) И пускай наше замечание будет подобно лаю разъяренного терьера на слона, но ведь это чудесно, когда режиссер ссылается на классические книги, а не только на другие кинокартины, соблюдая традиции Голливуда. Актерская игра легка и стройна, льется медленным извилистым ручьем. Элементы драмы пробуждают светлые чувства и укрепляют веру в то, что молодость жива.

Статья получилась длинной, поэтому не будем тратить слова на подведение итогов и расстановку точек, а просто дадим вам возможность насладиться официальным саундтреком к фильму. Florence and the Machine — Molodost Jiva.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018