КИНО-ПАНК

Хочешь – не хочешь, читай по лицу: «Роман служанки»

«Роман служанки» — новая картина-экранизация, которая обещает историю о неравных отношениях людей из разных классов. Но, как часто бывает, синопсис не вполне соответствует тому, что покажут на экране. Мария Михайлова рассказывает, стоит ли тратить время на любовный сюжет, высосанный из пальца.

Название картины «Роман служанки» можно спутать с сериалом «Рассказ служанки», однако эти два фильма не имеют ничего общего. В отличие от антиутопии, где вопрос классового неравенства стоит критически остро и почти заглушает собой любовную линию, в экранизации «Материнского воскресенья» зритель увидит не сюжет, а размытый поток чувств и эмоций – плохо и неубедительно снятый.

Кадр из фильма «Роман служанки»

Кадр из фильма «Роман служанки»

Главная героиня – служанка, которая втайне встречается с аристократом. Их отношения прерывает автомобильная катастрофа, о чем героиня много лет спустя напишет в своем романе. Отсюда и двусмысленное название на русском языке «Роман служанки». Пожалуй, эта игра слов – лучшее, что есть в фильме, потому что ни о героях, ни о социальной обстановке из него не узнать. О каком-то более глубоком смысле говорить даже не приходится.

Неубедительность героев можно было бы скинуть на актеров, но здесь как никогда актуальна поговорка «bad acting is bad directing» (плохая игра – это плохая режиссура). Вместо того, чтобы раскрыть природу чувств, которые родились между служанкой и аристократом, показать, какая сила их связала, съемочная команда предпочла показать какое-то несметное число крупных планов.

Кадр из фильма «Роман служанки»

Кадр из фильма «Роман служанки»

Сама идея съемки крупным планом – сильный кинематографический прием, очень физиологичный, интимный, усиливающий восприятие. Его используют в моменты кульминации, чтобы показать особую связь между героями, подчеркнуть мельчайшие мимические движения лица и выразить глубину эмоций. Когда такой прием использован слишком часто, это не просто теряет смысл, а выглядит истерически, и потому вызывает почти физическое отвращение. Вот девушка молча смотрит в зеркало, вот она смотрит в окно, на книги, на стены – и молчит. Она не выражает ни малейшей эмоции – зрителя ждет лишь бесконечное разглядывание каждой поры на лице с пустым взглядом. Та же судьба постигла и других персонажей истории. Видимо, режиссер планировала крупным планом заместить все слова – пускай читают по лицу, ведь это так романтично. Вот только выглядит все так, что между главными героями нет никаких чувств, кроме животной страсти. Никто не расскажет о том, что служанка и аристократ значат друг для друга, почему они сделали такой выбор и почему они готовы идти на такой риск, чтобы продолжать быть друг с другом.

Кадр из фильма «Роман служанки»

Кадр из фильма «Роман служанки»

Отсутствие поясняющих реплик влюбленных – еще полбеды. Фильм лишен какого-либо конфликта, хоть личностного, хоть социального. Здесь в принципе нет напряжения: к слугам относятся хорошо и уважительно, в труде нет принуждения, жизнь служанок в целом не выглядит тяжелой. Более того, здесь даже нет подчеркнутого неравенства, скорее – условный запрет на отношения с человеком из другого слоя. На благодарной почве могли бы развить мысль о зависти к чужим деньгам или амбициях, но в картине не потрудились даже намекнуть на такие темы. Единственное, о чем пытаются говорить со зрителем – полузапретная тема сексуальности. Но и в ней не ставят вопросов, а просто рассказывают о том, как и почему люди предохраняются – очевидно, что в таких отношениях служанке не нужен ребенок.

Ближе к концу фильма становится совсем непонятно – про что это кино? Зачем его смотреть и кому это нужно? Ни грамма сочувствия героям, ни капли мотивации, ни секунды идейной или художественной ценности. Фильм «Роман служанки», как максимум, зарисовка из жизни (крупным планом, конечно же). Зарисовка бледная и безыскусная, та, которой не место ни в картинной галерее, ни на стене в чьем-либо доме.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018