Вокруг нового «Человека-паука» очень старались поддерживать такой же ажиотаж, какой был и от выхода предыдущих фильмов. Удались ли эти старания – один вопрос, но вот оправдались ли ожидания от самой истории? О картине «Человек-паук: нет пути домой» рассказывает Мария Михайлова.
Уже на окончании показа слышится приговор одного из зрителей: «Вот и закончились два часа фан-сервиса». Поправить его можно только в том, что фильм длится еще дольше. Пора смириться с тем, что новые истории про Питера Паркера привлекают не новизной приключений, а количеством отсылок к предыдущим частям. Самое интересное, что создатели фильма виновны в этом лишь отчасти.
Дело в том, что вселенная любого персонажа, разрастаясь, обретает такое количество новых героев, ключевых событий, поворотных моментов, что они не помещаются в голове обычного зрителя и постоянно требуют пояснений (если только речь не идет о фанате, знающем наизусть каждую деталь). В случае с Человеком-пауком дополнительную роль играет еще и возраст персонажа. Зритель не наблюдает за бесконечной новизной «Звездных войн», а смотрит на жизнь одного человека, причем в достаточно ограниченный промежуток его жизни. Вряд ли кто-то готов смотреть на стареющего Паркера, ведь изначально герой – ролевая модель для детей и подростков. Но ведь Человек-паук все еще чертовски популярен – и появляются новые версии, новые фильмы с новыми актерами, где те же события разворачиваются как-то по-новому.
Поэтому появление картины, в которой три истории наконец-то скрестятся – неизбежность и закономерность. Поток идей исчерпан, да и новых приключений фанаты уже не ждут: куда сильнее на них подействует ностальгия по старым-добрым злодеям, актерам, цитатам и нарядам. «Нет пути домой» — действительно фан-сервис, и почва для него подготовлена идеально. Зрителю показывают историю самого юного, самого непутевого из всех трех пауков. Его берегли от лишних травм и очень уж долго оттягивали неизбежные моменты вроде гибели близкого человека и знаменитой фразы «большая сила – большая ответственность». Берегли до того момента, когда можно будет наконец открыть фонтан ностальгии, впустить всех старичков на сцену и ударить залпом по сердцам верных поклонников. Это бессмысленно, предсказуемо и точно не может называться высоким художественным приемом, но – это работает. А что еще нужно для франшизы, которая выжимает последние соки из несчастных паучков?
Но есть в таком подходе и своеобразный плюс. Для зрителя, который совершенно не разбирается в истории и для которого, возможно, вообще станет открытием, что ее перезапускали трижды, этот фильм станет откровением и пояснением. Причем вполне логичным, ведь сюжетно все обосновано Теорией Мультивселенной. Такой аудитории наконец-то покажут этих легендарных злодеев, она наконец-то увидит неподражаемого Уильяма Дефо и его фразу-мем «Я и сам своего рода ученый». А главное, что эта часть Человека-паука поможет разобраться, в какой из вселенной Эм-Джей погибла, какого из Пауков пытался убить лучший друг и кто из этих троих персонажей обладает настоящей паутиной. Забавно, но эта часть, самая неуникальная, самая вторичная и откровенно паразитирующая на успехе своих предшественников, может стать хорошим стимулом посмотреть всю вселенную от начала до конца и уже по-настоящему проникнуться историей Питера Паркера.