КИНО-ПАНК

Наше всё: «Балабанов. Колокольня. Реквием»

В российском прокате фильм открытия кинофестиваля «Зимний» – «Балабанов. Колокольня. Реквием». Параллельно с простыми сеансами проходят показы с обсуждением, например, в Санкт-Петербурге в «Ленфильме» у зрителей была возможность задать вопросы режиссёру Любови Аркус. Александр Николаенко посмотрел фильм, послушал ответы Любови Юрьевны и готов рассказать, почему его впечатлила картина в новом жанре – «сокровенный».

Вступительные пятнадцать минут фильма невозможно угадать, о чём он будет, собственно, рассказывать. На экране мастерская компиляция лучших сцен из всех фильмов Балабанова, начиная от «Егора и Насти» и заканчивая пророческим «Я тоже хочу». Спокойный голос Любови Юрьевны даёт свою трактовку ключевых тем, волновавших гения нашего кино. Она отмечает, что фанаты «Брата» не заметили самой важной фразы фильма «Вот и ты пропал», слепо героизируя юного бандита, уверенного, что сила в правде, но врущего каждому новому знакомому.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

После резкого и короткого титра начинается основное повествование. Для многих преданных поклонников Балабанова (да и для нас в том числе) становится откровением, что страшный диагноз Алексею Октябриновичу был поставлен ещё в 2011 году. Не совсем понятно, сразу ли пришла идея фиксировать последние годы жизни на камеру, потому что съёмки в кабинете врача и за кухонным столом тёмными питерскими вечерами смотрятся постановочными, но в какой-то определённый момент фиксация началась. Именно фиксация, потому что фильм Аркус – это набор хроникальных кадров, только на монтаже превращённый в цельное повествование.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Большое внимание уделено съёмкам «Я тоже хочу». Требовательный Балабанов раз за разом требует новые дубли и раздаёт выговоры, особенно достаётся оператору Александру Симонову. Но, вероятно, этот блок будет интересен в первую очередь самим кинематографистам, потому что для зрителей, которым важно не производство, а готовый продукт, значительно занимательнее посмотреть, каким гений был в бытовой жизни. В этих эпизодах полноценными героями первого плана выступают Надежда Васильева (вдова Балабанова) и сама Любовь Аркус. Камера вместе с ними следует в семейное путешествие в Сербию, блуждает по изгибам старой имперской квартиры на васильевских линиях, отправляется в санаторий в Сестрорецк. Замкнутую натуру Балабанова лучше всего раскрывают два эпизода: когда он вместе с Аркус смотрит свой дебютный фильм «Счастливые дни» и рассказывает, что придумал сам, а что позаимствовал у Беккета, и когда он вместе с внуком Аркус ходит по небольшому зоопарку и доказываем мальчику, что козёл злой. В этом мрачном юморе сразу узнаются любимые сцены из «Брата», «Жмурок», «Мне не больно».

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Со сцены Любовь Юрьевна охарактеризовала фильм так:

«Это фильм, жанр которого я бы, наверное, назвала сокровенный. Это фильм прощание. Но не только. Это фильм про то, что такое художник. Я смогла его закончить, только потому что начались события, к которым привязывали Лёшу в совершенно неправильном контексте, даже в прямо противоположном. Дело не в том, что происходит в нашей стране, дело не в Лёше, а дело в том, что политика, геополитика, политика во всём мире во все времена, в средневековье, в возрождение, в Советском Союзе и у нас сейчас… И что такое искусство? Это две совершенно противоположные вещи, я не преувеличиваю, политика – это плоскость, а искусство – вертикаль. Глубина».

Замечательные слова. Как мы все помним, Балабанов-человек допускал крайне спорные высказывания, даже на тему Крыма (ещё в начале двухтысячных), но Балабанов-художник всегда бил в точку и благодаря художественным обобщениям оставался актуальным, останется и завтра. Фильм Аркус – самое полное и самое целостное высказывание о том, как нам всем повезло жить в одно время с мастером такой величины, смотреть его кино и ждать, каким будет следующее?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018