Имеют ли право немецкие кинематографисты снимать фильмы о Второй мировой войне? Журналист Максим Шевченко считает, что нет. Он не смотрел трехсерийную сагу Филиппа Кадельбаха «Наши матери, наши отцы», но все равно назвал её «постыдным позорищем» и заодно запретил всем режиссерам современной Германии касаться темы самого масштабного конфликта в истории человечества. Мнение Шевченко поддержало издание «Однако», охарактеризовавшее объект сегодняшней рецензии двумя емкими словами: шлак и пафос. МИД России тоже принял участие в бичевании сериала и отправил официальное письмо послу ФРГ с требованием публично извиниться за неуважительное отношение к образу советского солдата. Действительно, в третьем эпизоде «Наших отцов» присутствует некрасивая сцена, в которой красноармеец пытается изнасиловать немецкую медсестру. Но есть ли еще что-нибудь в этом нашумевшем фильме?
Сериал рассказывает о жизни пятерых друзей во время боевых действий на Восточном фронте. Они: два брата – солдаты вермахта, певица, портной – еврей и медсестра любят жизнь и надеются на окончание войны до рождественских праздников. Внезапное упорство, с которым красная армия встречает неприятеля, затягивает расставание друзей на четыре года. Русские солдаты показаны настоящими медведями, гордой несломленной нацией. Они с грозным рычанием атакуют немецкие блиндажи, взрывают танки на улицах Сталинграда, штурмуют Берлин, легко расправляясь с последними партизанскими силами Гитлера. Удивительно, но Кадельбаха хочется поблагодарить за столь эффектное изображение на экране славянского война. Отечественные режиссеры не могут снять качественное кино о подвигах, совершенных с 1941 по 1945. Они выпускают однодневные сказки с «каменными» персонажами и нарисованной в 3D-MAX техникой; склеивают шаблонные сценарные блоки в единую канву и ждут хорошей прибыли от проката.
Авторы «Наших матерей, наших отцов» трудились не только ради денег. Сценарист сериала Стефан Кольдитц постарался достоверно передать мироощущение молодежи, зажатой в кровавой политической борьбе. Образы протагонистов соотносятся с привычным современным представлением о молодежи. Кто-то мечтает о сцене, кто-то пораньше отправляется работать, чтобы помочь родителям, кому-то замужество, кому-то армия. Миллионы индивидуальностей складываются в единый сокрушающий механизм – армию, и неважно, за какую страну он будет вращаться, везде одинаковые люди. Замечательная мысль. Кажется, в этом нашумевшем фильме что-то есть.