КИНО-ПАНК

Насильственная жизнь чиновника: «Воскресенье»

Режиссер Светлана Проскурина представила публике новый фильм «Воскресенье». Ходило много слухов о том, что это будет политический, ну или хотя бы с политическим подтекстом, проект. Однако картина получилась совершенно другая и, возможно, даже лучше своих ожиданий. «Кино-Панк» разбирается в этом непростом кино и его цели.

Дмитрий Терехов – чиновник в небольшом провинциальном российском городке. У него много власти, достаточно денег, больная умирающая мать, оконченный, но не разрешенный брак, дочь, подруга, любовница. И записка, которую кто-то подкинул в почтовый ящик. На записке начертано: «Скоро умрешь».

Кадр из фильма «Воскресенье»

Кадр из фильма «Воскресенье»

Однако с героем пока ничего не происходит – по крайней мере, внешне. Он, как и другие люди, которые его окружают, живут, почти ничем не выдавая своей боли и горя, все – кроме любовницы, которая пытается покончить с собой, не выдерживая своего положения, своей жизни и людей вокруг. С этого события у Терехова начинается воскресенье, заполненное под завязку всем, кроме того, что действительно необходимо делать в этот день – отдыхать, думать о себе, своем прошлом и будущем, возможно, о Боге.

Кадр из фильма «Воскресенье»

Кадр из фильма «Воскресенье»

Так постепенно вырисовывается тема картины, основанная на мрачном, почти безысходном ощущении обязанности, долга одних людей перед другими, перед обществом, перед собой. Все отношения героев фильма построены на какой-то насильственной необходимости отдавать и брать, без радости и пользы для кого-либо из них. Сиделка матери Дмитрия работает в его семье всю жизнь: по ней видно, как сильно она устала отдавать свои силы на благополучие чужой семьи, но она не уходит, видимо, потому что не знает и не видит, куда можно уйти. Мать Дмитрия ощущает свою немощность, ненужность и не может изменить это состояние. Она ждет, когда смерть придет за ней – а она не приходит. Бывшая жена Дмитрия по-женски несчастна, и это несчастье перебрасывается на их дочь. Она все время ждет от Дмитрия того, что он дать ей уже не может, и потому требует от него грубо, настойчиво: денег, внимания, хорошей школы для дочери. Подруга главного героя пытается скрыть ненависть к своей семье и самой себе в благотворительной работе в поисковом отряде. Она ждет, что Дмитрий станет ее настоящим спасителем.

Кадр из фильма «Воскресенье»

Кадр из фильма «Воскресенье»

Но в самой непростой ситуации оказывается именно сам главный герой. Все те вещи, которые стремится иметь практически каждый человек на планете, становятся оружием, направленным против него самого. У него есть власть, недоступная большинству – и большинство требует у него справедливости, помощи, содействия. У него больше денег, чем у большинства – и большинство требует у него денег. С каждой сценой, каждым диалогом Дмитрий становится все слабее. Так в картине начинает сквозить ее главная идея – о том, что человеческие цели и желания далеко не всегда приводят к счастью, а напротив, часто становятся причиной еще большего горя, и о том, что само счастье (или его отсутствие) – не измеряемые материальным величины. В фильме ставится под сомнение ценность жизни, которую человек проживает в вечном долгу перед кем-то. И в такой жизни, в которой бесконечное ожидание, монотонность существования, неверие в себя и в других становятся нормой, появляется зло. Иногда совершенно беспричинное, как дети на реке, готовые убить «за просто так». Но именно этот эпизод показывает, что дети с черной душой вырастают в том обществе, в котором им никто не расскажет, что жить можно не только с горем, но и с радостью. Кристально простые, наивные дети понимают эту жизненную заповедь буквально – жить можно как угодно, ведь в любом случае все будет плохо.

Кадр из фильма «Воскресенье»

Кадр из фильма «Воскресенье»

Что больше всего бросается в глаза в картине Светланы Проскуриной – ни один персонаж не готов к милосердию и сочувствию (возможно, кроме Дмитрия, но ведь и он делает добро механически, больше для спокойствия, чем от души). В этом кино муж не жалеет жену, жена не жалеет ребенка, сын не жалеет мать, и даже Мария, работающая в поисковом отряде, так и не помогает найденному ребенку по-настоящему. Возможно, в картине идея с равнодушием кажется слишком сильной, давящей, но режиссер, видимо, именно этого эффекта и добивается. Светлана Проскурина хочет показать зло, которое окружает нас, дотошно и методично, не избегая даже самых малых, но реалистичных деталей. Поймет и примет ли такой замысел зритель, не так и важно. Для режиссера важнее то, что кино не фальшивит ни в единой ноте.

Кадр из фильма «Воскресенье»

Кадр из фильма «Воскресенье»

Потому и атмосфера, в которой снята картина, дотошно следует ее идее. Все пропитано цветом невыносимости, тяжести и насильственной жизни. И дерево, которое нещадно трясет огромный грохочущий бульдозер, и убитый барашек (который был убит прямо на съемках – и почти случайно) – все накладывается друг на друга и смешивается в тошнотворной атмосфере места, в котором не хочется жить.

Вот и главный герой, Дмитрий, постепенно умирает в пространстве, которое организовали сами люди, разучившиеся любить и чувствовать себя живыми. Воскреснет ли он?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018