На большой экран вышел документальный фильм-биография об известном советском авиаконструкторе Михаиле Леонтьевиче Миле. Мария Михайлова рассказывает о странном, несуразном кино с хорошим замыслом и ужасной реализацией.
С первых же кадров зритель впадает в состояние ступора. Съемочная команда как будто начинает не повествование, а забег длиной в 2 часа, опасаясь не успеть рассказать абсолютно все события, которые случились в жизни Михаила Миля. Происходящее на экране похоже не на сюжет, а на скопированную и наспех визуализированную статью из Википедии. Аудитории показывают молодость Миля, его первые модели вертолетов, потом резко перепрыгивают на военное время, потом в 60-е, когда Миль ездил в американские и европейские командировки, иногда внезапно возвращаясь в детство или к уже показанным ранее сценам, как будто желая связать прошлое и будущее. Нагромождение дат, временных скачков лишено всяких логических переходов – иногда, не зная, чем завершить тот или иной жизненный этап авиаконструктора, создатели фильма просто делают затемнение экрана, которое выглядит совершенно несуразно, как в плохо подготовленной школьником презентации для урока истории.
Кадр из фильма «Небо измеряется милями»
По-видимому, сценаристы вообще не ставили перед собой никаких смысловых приоритетов: одинаковое время уделяется как периоду становления Михаила Миля как изобретателя (в кадре бегло показаны его первые чертежи и мечтательные рассуждения о будущем советской авиации), так и, например, родам его жены. Безусловно, семья Миля пережила очень многое: эвакуацию, долгую разлуку с отцом, каждый день рисковавшим своей жизнью на фронте, смерть двоих детей. Но совершенно непонятно, о чем все-таки режиссер хотел сделать свой фильм – о Миле-изобретателе, семьянине, военном, дипломате? Знаменитый авиаконструктор действительно прожил интересную жизнь, но качество хорошего биографического фильма всегда можно понять по умению выбрать лучшее и важнейшее из набора любопытных фактов о человеке. В «Небо измеряется милями» не было предпринято даже попытки отсортировать по смыслу и значимости все собранные сведения о личности Миля. Не получилось у создателей даже сделать хороший обзор или биографическую сводку – постоянные и логически неоправданные временные скачки способны запутать даже внимательного зрителя. В итоге у аудитории не возникнет ни субъективного, авторского видения исторической фигуры, ни объективного понимания того, каким человеком и конструктором был Михаил Миль.
Кадр из фильма «Небо измеряется милями»
Не меньшее смущение вызывают диалоги персонажей. Актеры как будто вместе со зрителем заблудились в сценарном лабиринте дат и событий, и потому сами не знают, как играть. Большая часть реплик произносится вовсе без интонаций, а в остальных случаях это – одни крайности: либо патриотические заявления, произносимые с непередаваемым тошнотворным пафосом, либо внезапные выкрики и слезы (так, например, на фоне всеобщей искусственной, безэмоциональной игры жена Миля вдруг начинает срывать голос и истерически рыдать). Не идет речи о каком-либо погружении в характеры героев, даже состоявшийся Стычкин, исполнитель главной роли, сделал из Миля не объемную, интересную фигуру, а какого-то простоватого добряка, который просто увлекался вертолетами и много работал, а не сделал один из мощнейших технических прорывов в советской истории авиации.
Кадр из фильма «Небо измеряется милями»
Визуальная часть картины полностью завершает шокирующий облик фильма, который был как будто сделан «на коленке». Оставляют чувство недоумения неумелые попытки команды в компьютерную графику, на которую действительно стоило бы потратить чуть больше усилий и средств, хотя бы потому что сама тема подразумевает кадры с полетами, взрывами, воздушными фигурами. Кроме того, смущает какой-то странный фильтр-эффект сепии, наложенный на всю картину. Он смотрится неоправданно, ведь такой ход обычно используется для того, чтобы вызвать у зрителя чувство ностальгии, что точно не является целью этого биографического фильма.
Кадр из фильма «Небо измеряется милями»
«Небо измеряется милями» — кино об очень интересном для документалистики конструкторе-изобретателе, реализация которого оказалась настолько некачественной, что зрителю, скорее всего, станет жаль не только своих денег, но и самого Миля, интересной биографией которого так бездарно распорядились. Но, возможно, эта неудачная попытка станет хорошим поводом для других режиссеров-документалистов подобраться к этой теме – и на этот раз справиться с ней лучше.