В Петербурге прошел фестиваль «Китай ХХ век. История глазами китайского кино», открывшись картиной режиссера Чжан Имоу. «Над обрывом» — запутанная шпионская драма, развернувшаяся на фоне 30-х годов прошлого века. О новой работе одного из самых известных киноделов Китая рассказывает Мария Михайлова.
Мощные визуальные образы – конек Чжана Имоу. Его фильмы любят и ценят не только в Китае: за очень красочные, яркие, даже сказочные декорации, обилие деталей. Этот режиссер доказывает, что спецэффекты могут сделать сильный фильм при любом сюжете, но не делает это так «попсово», как Майкл Бэй. Чжан Имоу любит сложные и запутанные истории, притом, что красота его кадра — понятная и запоминающаяся.
Картина «Над обрывом» снята в лучших традициях режиссера. А благодаря выбранной теме автору удалось как никогда прежде наиграться в сложные сюжетные повороты. По сюжету, в группу китайских коммунистических шпионов проникают предатели, чтобы сорвать важнейшую спецоперацию, которая критически значима для всей страны и ее отношений с Японией. В какой-то момент компания разделяется на две. И если первая группа позволяет запутать себя и встает на ложный след, то вторая убивает вражеских шпионов и спасается. После этого начинается запутанная игра, в которой китайские шпионы пытаются вытащить союзников из беды, а их враги – встать на их след с помощью информации, добытой от первой группы.
Фальш-финалы почти в каждой сцене, обилие героев, локаций, информации, которая поступает хоть и постепенно, но в огромных количествах – вот каким стал главный китайский фильм года. Шпионские интриги никогда не были простыми для понимания, поэтому во время многих сцен можно серьезно «зависнуть». Понять общий смысл несложно, но вот вникнуть во все детали сможет либо адепт шпионской тематики, либо посмотревший картину не менее 3 раз. Делает ли этот факт картину хуже? Да, если визуальное удовольствие не способно перебить желание непременно вникнуть в сценарий — все же фильм не дает по-настоящему расслабиться. Но даже несмотря на то, что порой хочется перестать следить за каждым движением в кадре, оторваться от происходящего сложно. Но дело не в уникальности картины — шпионские фильмы часто завораживают именно своим напряжением и саспенсом, поскольку это основа всего жанра. Скорее всего, выбранный формат особенно устраивал и привлекал самого режиссера, а эпоха, в которой происходит действие, лишь дополнительно поспособствовала тому, чтобы была снята именно классическая шпионская картина.
В остальном же к фильму придираться не хочется. Очень тщательно проработана атмосфера нуара: заснеженные переулки, свет фонарей, декаданс полуразрушенных русских поместий и роскошных поездов. Поскольку действие фильма происходит где-то на пограничье России и Китая, в фильме встречается эстетика двух стран – и все это сдабривается американским акцентом, который так присущ нуару. Шпионы в фильме – самые типичные, даже «открыточные». При них все атрибуты: черные кожаные плащи, широкополые шляпы или береты, зонтики. Образы органично дополняют хорошую актерскую игру. Несмотря на обилие действующих лиц и на то, что азиатская внешность порой плохо распознается западными зрителями, героев картины легко запомнить, понять и проникнуться их историей.
Но что самое любопытное – в «Над обрывом», который снят о таком важном для Китая времени, практически нет «лубочности», пропаганды или какой-либо агитации. Первая половина 20-го века – то самое время, когда в стране сформировалась новая политическая реальность, актуальная и по сей день. При этом нет здесь ни насмешки над русскими, которые «отвернулись» от светлых идей коммунизма, ни ненависти к Японии, хотя Китайско-Японская война стала одним из сложнейших событий для страны за последние сто лет. Оставаясь исторически достоверным, фильм хочет быть прежде всего художественным, мягко и красиво обыгрывая важные события в популярном жанре и красивой подаче. За это, пожалуй, и стоит особенно уважать работу Чжана Имоу.