В кино «Не время умирать» — последняя серия бондианы с участием Дэниела Крейга. Александр Николаенко рассказывает о премьере, к которой готовился всё лето, пересматривая 24 предыдущих фильма от EON Productions.
Информация для тех, кто не любит читать материал дальше двух абзацев – фильм отличный, Дэниел Крейг – лучше, чем всегда, спецэффектов меньше, чем в «Скайфолл» и «Спектр», но рукопашных поединков больше, песня Билли Айлиш – отвратительна. Кажется, этого достаточно, чтобы отложить дела и пойти на ближайший сеанс.
Мощнейшая сторона нового фильма – драматизм. На протяжении шестидесяти лет франшиза приучала зрителей к тому, что приключения 007 – это легкий жанр, шпионский боевичок с комедийным уклоном. Единственным исключением была серия «На секретной службе Её Величества», в которой расстреляли жену Бонда. Попытка растрогать зрителей была предпринята также в «Казино «Рояль», где схоронили Еву Грин, но по-настоящему переломить легкое развлекательное и создать эмоциональное чувственное получилось только в «Не время умирать».
В этот раз противником Бонда становится Люцифер Сафин – арабский мальчишка, задумавший уничтожить планету с помощью крохотных роботов – наноботов. Попадая на кожу, они навсегда остаются с человеком, но убивают только того, на кого запрограммированы. Грубо говоря, можно спокойно провести жизнь с наноботами, которые собираются убить миллиардера в другом конце страны. Может быть кто-то помнит, но точно такая же технология описывалась в молодёжном фильме «Агент Коди Бэнкс» 2002 года, там наноботов хранили в кусочках льда, в «Не время умирать» — просто в колбах.
Джеймс Бонд понимает, что не молод. Он уединяется с французской красоткой где-то на островах, но у подруги оказывается тёмное прошлое, и сюжет закручивается. С первых кадров становится понятно, эта любовь агента – не временное увлечение, а, значит, он выступает не только в роли мужчины, который всех бьёт и защищает необъятный мир, но и сражается за свои личностные ценности.
Образ агента по возможности приближен к нормальному человеческому. Да, он может выплыть с тонущего корабля, но не может спасти друга, может отключить электрический замок часами, но не может достать пистолет из зубочистки и не может убежать от ракетного удара. Когда Дэниел Крейг только начал играть в фильмах о Бонде, его называли «мужиковатым», не элегантным в сравнении с точенными красавцами Пирсом Броснаном и Роджером Муром. В «Не время умирать» он только подчеркивает свою грубость и маскулинность (и это круто), угоняя по лесу на сотом «Крузаке» от нулёвых заниженных Land Rover.
Как же может сочетаться «эмоциональное чувственное» с героем, прущем напролом? Вероятно, в этом и заключена основная магия фильма. Собрать цельный многогранный образ волевого человека, накаченного, как скала, но умеющего чувствовать – та ещё задача. Насколько хватает памяти, последний раз похожий персонаж был показан в «Драке в блоке 99» Крэйга Залера. Кстати, тот герой тоже поставил всё на кон лишь бы защитить жену с ребёнком.
«Не время умирать» — прекрасное завершение истории о самом свирепом и брутальном Бонде. Вероятно, вместе с этим фильмом уйдут и боевики, в которых мужской образ затеняет женский, уйдут и герои, которых мы любим за силу и решительность.