Кино-панк

Кино, блестящее под коррозией времени: «Магазин на площади»

Некоторые выдающиеся образцы кинематографа, даже заслужившие массу наград, постепенно подвергаются забвению, как коррозии. «Магазин на площади» — отличный пример фильма, который важно помнить и смотреть, несмотря на черно-белые краски и невысокий бюджет. Мария Михайлова рассказывает о картине, в которой заданы очень нужные вопросы и отлично отыграны все роли.

«Магазин на площади» — чехословацкий фильм 1965 года. У него выдающийся список регалий: «Золотой глобус», «Оскар», особое упоминание в Каннах, итальянская «Золотая тарелка», пара американских наград от кинокритиков и звание самого популярного фильма на фестивале в Пилсене. Сюжет картины посвящен Второй Мировой войне, а точнее – жизни тех, кто оказался под оккупацией нацизма. На подобные темы написано и снято уже множество историй, но именно «Магазин на площади», наряду с еще несколькими картинами, стал эталонной экранизацией темы. Почему?

Кадр из фильма «Магазин на площади»

Кадр из фильма «Магазин на площади»

События происходят в небольшом словацком городке. Главный герой по имени Тоно – безработный плотник. Его персонаж воплощает собой классический образ «маленького человека»: не имеющее никакого веса существование, презрение от собственной жены (которая мучается от бедности не меньше, чем он) и, в довесок, наличие старшего успешного брата. Брат этот, в отличие от Тоно, отлично приспособился к нацистскому режиму и даже занял какую-то позицию в управленской системе. Он активно участвует в программе «ариезации», согласно которой у еврейских торговцев отнимают бизнес и передают в руки «истинным арийцам». Брат делает Тоно щедрейший, как он считает, подарок: «дарит» ему лавку на одной из городских площадей. Здесь актерская игра делает первый сильный скачок вверх, отлично показывая противоречивые чувства Тоно – его презрение к брату и отчаянное желание хоть как-то наладить свое финансовое и бытовое положение.

Кадр из фильма «Магазин на площади»

Кадр из фильма «Магазин на площади»

Лавку, как оказывается, держит совсем уже старая женщина, и мужчина понимает, что неспособен выгнать еврейку из ее магазина. Он начинает ей помогать, выступая помощником и оберегая ее от нацистов, завладевших городом. Естественно, чем больше времени проходит, тем сложнее Тоно становится держать все в тайне. Он подвергает опасности прежде всего чужую жизнь, которую взял под опеку. Он поступает по-человечески, но почти не имеет возможности ее сберечь. Тут-то фильм и вступает в полную свою силу и разворачивает главный свой конфликт, сложный и многогранный. Во-первых, конечно, это история о том самом «маленьком человеке», но в данном случае это не история про желание героя выйти из этой роли, не про попытку держать ситуацию под контролем и принимать больше решений, чем позволено судьбой. Этот фильм – про то, как война или любой агрессивно навязанный, бесчеловечный режим заставляет тех, кто не имеет силы или влияния, принимать слишком важные и критические решения. История Тоно – про крест, который герою не под силу, про нравственные и абсолютно естественные муки, которые он испытывает не потому что хочет быть героем, а потому что имеет силу оставаться человеком и просто платит за это слишком большую цену. «Магазин на площади» уникален именно тем, что показывает фатальность личного выбора в то время, когда свобода теряет свое значение почти полностью.

Кадр из фильма «Магазин на площади»

Кадр из фильма «Магазин на площади»

Уже в начале фильма, как в сцене с встречей брата с Тоно, становится ясно, что актерская игра в этой картине – ее сильнейшая сторона. Именно благодаря ей кино смогло показать зрителю все, что было задумано ее авторами. И совсем не важно, что «Магазин на площади» сложно смотреть в силу его возраста: этот фильм получился стопроцентно вечным, актуальным в любое время. В нем нет ни капли банальности – ни избытка «гоголевских мыслей», ни чрезмерной фокусировки на конкретном историческом явлении, ни даже излишней жалостливости и пафоса. В нем все в меру, и притом – горько и страшно. Как и должно быть в хорошем фильме про войну.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018