Кино-панк

«Опасные секреты», или необходимость войны в Ираке

На экраны вышла политико-шпионская драма «Опасные секреты» с Кирой Найтли в главной роли. «Кино-Панк» разбирается, насколько новый фильм попал в современную политическую и социальную повестку и каким он получился с художественной точки зрения.

Самое важное в сценарии «Опасных секретов» — тот факт, что он основан на реальных событиях. Молодая женщина по имени Кэтрин Ган – переводчик и работает в Британском разведывательном агентстве. Другими словами, она – шпион, прослушивает разговоры граждан, сообщает личные данные руководству, отслеживает действия интересующих лиц в других государствах. Но однажды в руки Кэтрин попадает информация, согласно которой всплывают подробности готовящемся в США военном вторжении в Ирак. Согласно этой информации, война на территории Ирака незаконна, и власти Америки хотят легализовать ее – с помощью Великобритании и запрещенных манипуляций с международным правом. Кэтрин Ган разглашает информацию журналистам, стремясь помешать надвигающейся войне, и сама же сознается в своем преступлении. Против нее начинается дело – и вся государственная машина ополчается против женщины, ее мужа-мигранта и ее адвоката.

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Фильм очень удачно попадает как в политическую, так и социальную повестку. Во-первых, картина открыто повествует о, возможно, самой позорной для США (и Великобритании, пожалуй, тоже) странице в современной истории. Когда событие уже теряет свою остроту и актуальность, приходит время либо забыть о ситуации, либо признать вину. Второй путь более эффективен и актуален, он позволяет наконец завершить событие, окончательно дать ему оценку и идти дальше. В этом смысле «Опасные секреты» как нельзя лучше способствуют формированию оценки войны в Ираке и помогают странам, которые ее начали, указать на собственные ошибки. Во-вторых, история Кэтрин Ган – идеальный готовый сценарий о противостоянии маленького человека государственной машине. Причем, этот маленький человек — сильная женщина, а это еще один актуальный и потому мощный образ в кинематографе.

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Важно и то, что «Опасные секреты» демонстрируют пример хорошего вкуса в шпионских фильмах. Этот жанр, как правило, становится идеальной площадкой для пропаганды, причем часто дешевой и неубедительной (вспомнить хотя бы «Красного воробья»). В данном же случае главная героиня работает в «прослушке» и занимается шпионажем, что абсолютно аналогично реальной истории Кэтрин. Она не работает спецагентом под прикрытием, не соблазняет мужчин в целях раздобыть уникальные сведения, ее работа, в общем-то, практически скучна и монотонна. Акцент в фильме ставится на длинные диалоги, хитросплетения государственной и судебной систем, тонкости работы с гостайной. Зрителю действительно порой приходится напрячься, чтобы понять суть ситуации, в которую попала героиня – и это большой плюс, потому что аудиторию (как в пропагандистских фильмах) не пытаются дурачить и развлекать, это серьезный проект о серьезных вещах. Впрочем, съемочной команде не нужно было опасаться не найти зрителя – после оглушительного успеха, например, «Карточного домика» стало понятно, что тех, кому в политических драмах нравится смысл, а не картинка, более чем достаточно.

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Как в том же «Карточном домике», создатели фильма отказались от яркого визуала. Картина снята в приглушенных сине-серых «офисных» тонах. Кажется, ни у одной из героинь на лице нет яркой косметики, и это еще один кино-тренд на чистоту и отказ от приукрашивания женской внешности. Ничего не отвлекает от событий, которые происходят на экране, и большая часть из них – в умах персонажей. Такое отношение к работе вызывает уважение. Хотя полностью избежать английского высокомерия не удалось – несколько сальных шуток про русских и северо-корейцев все же оставляют неприятное ощущение. Но в остальном фильм выстроен логично – связанные диалоги, продуманная смена кадров, напряжение вызвано в нужных местах и с нужным нажимом.

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Кадр из фильма «Опасные секреты»

Актерская игра вызывает чуть больше вопросов. Кира Найтли искренне старается попасть в своего персонажа, но чувствуется, что ей удается это плохо и с большим трудом. Актриса слишком эмоциональна для своей героини, которая проработала в прослушке несколько лет и умеет скрывать свои чувства. Кире Найтли хорошо удается все яркое – крик, смех, слезы, а Кэтрин Ган героически держит себя в руках, и именно в этом заключается ее сила. Но пробелы в актерской игре заметно скрашивает Рейф Файнс в роли адвоката главной героини. Ему хорошо удается играть опытного, принципиального и действительно умного специалиста, который хорошо сочетает свои убеждения с профессиональной деятельностью. У Файнса получается работать с полутонами эмоций и хорошо удается делать проницательный адвокатский взгляд.

В целом, «Опасные секреты» вызывают нечто вроде чувства облегчения. Историю Кэтрин Ган не извратили, создатели не упустили действительно важных деталей, не побоялись прямой критики своего же государства. Фильм получился не пропагандистским, достаточно стильным и честным. Возможно, это выглядит как заниженная планка ожиданий, но именно честность поднимает картину на хороший уровень. Хотелось бы, чтобы она стала неотъемлемой частью любого политического или социального кино.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018