КИНО-ПАНК

Вращайте барабан: «Охотник на оленей»

После знакомства с оперным «Апокалипсисом», циничной «Оболочкой» и кровавым «Взводом» «Охотник на оленей» смотрится сказкой в лучшем смысле этого слова. Любовь, дружба, война переплетены в линейном трехчасовом повествовании, раскинутом на два континента. К сожалению, Чимино не сумел подтвердить режиссерский гений в последующих проектах, но, согласитесь, лучше снять один легендарный фильм и раствориться в безызвестности, чем ежегодно выпускать прокатных монстров, собранных, как Lego, из готовых сценарных кубиков.

Небольшой город, сталелитейный завод, компания молодых людей — выходцев из славянских семей, шагает между котлов с искусственной лавой. Почему актеры с итальянской внешностью играют русских, поляков и чехов? Образ Италии, начиная с «Крестного отца», прочно ассоциируется с бандитскими структурами, поэтому для фильма о героях тропической войны, он подходит меньше всего. Постановщик не стесняется использовать визуальные средства для изображения внутреннего мира протагонистов. Проще говоря, вот вам кипящее железо, а вот вам мужики с железными характерами, которые умеют работать, веселиться и охотиться. Травля дикого оленя занимает в композиции фильма центральное место, взгляд загнанного животного наводит персонажа Де Ниро на мысль, позже превратившуюся в его кредо: «Бить с первого раза».

Сцены плена отличаются особой жестокостью. Водяная тюрьма, крокодилы, русская рулетка. Чимино неоднократно утверждал, что узнал об этом аналоге гладиаторских боев из газетных заметок, но скорее всего он многократно преувеличил казусный случай, описанный в «желтой правде». Хотя обвинять режиссера игрового кино в искажении исторических фактов и изобретении новых деталей – невежливо, самое главное, что все поняли, кто из героев шакал, а кто лев. Как грубость приведенных эпизодов, так и психологическая меланхолия последующих воспринимается легко и мягко, благодаря уникальному балансу между историей и техническими средствами, которыми она раскрыта.

Но под мощной картинкой и плавными диалогами спрятана классическая структура военного кино (главные герои счастливы и жаждут увидеть пламя битвы; ужасы войны переламывают мировоззрения разгоряченных храбрецов; наступает мирное время, на поверхность всплывают искалеченные судьбы), правда, с небольшим хвостиком, похожим на петельку буквы «Ц», но рассказывать о нем, конечно, нельзя.

В целом, «Охотник на оленей» — кино о дружбе, о настоящих людях. Почему по приезду с фронта Вронский прячется от родственников, от всех знаковых и близких, приготовивших ему теплую встречу? Потому что он не смог спасти друга. Зачем Чеботаревич отказывается от денег и отправляет каждый доллар, заработанный на кровавых состязаниях, Пушкову? Потому что друг болен. Отвага, доброта, преданность. Определенно, перед нами — образец искусства, воспевающий правильные человеческие идеалы.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018