«Мираж Синема» на Большом проспекте представил победителя Каннского фестиваля. В этом году им стал фильм «Анатомия падения»: напряженная семейная драма в детективно-судебных декорациях. Мария Михайлова разбирается, почему этот фильм стал главным французским событием и претендует на «Оскар».
У известной писательницы Сандры погибает муж Сэмюель. Смерть наступает при загадочных обстоятельствах: мужчина выпадает из окна на следующий день после ссоры супругов. Теперь Сандру подозревают в убийстве, а ее слабовидящий сын Дэниель, выступающий в суде единственным свидетелем, вынужден самостоятельно решить – виновна мать или нет.
Несмотря на детективный сюжет, фильм создает основное напряжение не за счет судебных споров, а через глубину семейного конфликта – того самого, который приходится разбирать следствию, чтобы доказать или опровергнуть вину Сандры. «Анатомия падения» здесь — это не столько изучение угла, под которым падало тело, брызг крови на стене пристройки или высоты окон, сколько доскональный разбор супружеских отношений, падающих в пропасть. Из брака Сандры и Семюэля достают все самое темное, страшное и подлое — все то, что каждая пара старается скрыть от посторонних глаз, как грязное белье. Достают, чтобы фехтовать этими фактами в суде, отстаивая свою позицию. Это приходится делать и прокурору (впрочем, не без удовольствия), и адвокату (который искренне сочувствует Сандре и, кажется, влюблен в нее).
По большому счету, у Сандры нет ни одного серьезного мотива убивать мужа – что немного разрушает саспенс истории. Так уж получилось, что психологически она уже давно «убила» его, осознанно или нет. Выйдя замуж за своего преподавателя по литературе, женщина быстро превзошла учителя. Она стала сильной, продуктивной и успешной писательницей. У Семюэля же не было ничего, кроме грандиозных идей и амбиций, которые все никак не могли обратиться в книгу. Не помогло даже возвращение в родной французский город. Творческая импотенция, проигранное в пух и прах соперничество с женой, нервозная неудовлетворенность на фоне ее спокойной уверенности – все это медленно уничтожало мужчину. Кроме того, именно он винил в себя в несчастном случае, который привел сына к слепоте. Учитывая это, сложно поверить в то, что у Сандры мог быть хоть какой-то повод пойти на убийство. Впрочем, прямого ответа фильм не дает. В одном из интервью режиссер Жюстин Трие сказала, что и сама не знает, виновна ли Сандра.
Портрет главной героини – ключевой акцент в картине. Это успешная, крепкая духом и пугающе спокойная женщина. Возможно, именно эта аура и не позволяет окружающим ее мужчинам до конца поверить в невиновность героини. Даже влюбленный адвокат не до конца убежден в своей подзащитной. Возможно, этим образом режиссер желала показать, как волевой характер усиливает давление извне – ведь плачущей и слабой жертве сочувствовать легче. Впечатляет, что, развивая эту мысль, Трие не сделала Сандру супергероем и сохранила неоднозначность ее характера. Потрясающе сыгравшая свою героиню Сандра Хюллер блестяще владеет мимикой и захватывает внимание зрителя своим напускным равнодушием, за которым что-то точно есть… но что? Зритель толкует увиденное самостоятельно и без подсказок.
Без подсказок вынужден действовать и 11-летний Дэниель. Его слепота не просто двигатель сюжета, а символ, хорошо отражающий отношение детей к родительским ссорам. Зачастую ребенок в силу возраста «не видит», почему родители ругаются. Для него это битва двух самых близких и любимых людей. И если детям все же приходится вникать в конфликт и выбирать сторону – они получают травму. Так нередко случается при разводе, когда ребенка спрашивают, с кем он хочет жить. В «Анатомии падения» эта ситуация гипертрофирована и переходит в драму – ведь речь не о разводе, а о смерти отца. Мальчик учится быть объективным, видит пугающую правду супружеских отношений, и – взрослеет. Он принимает решение без подсказок и впервые не может опереться на родителей, потому что должен вынести им вердикт.
Глубоко и правдиво показывая раскол семьи, режиссер старается быть отстраненной. Суть супружеской жизни здесь проявляется так натуралистично, что им невозможно давать оценку. И все же порой обстоятельства принуждают к этому, хоть судебная система и смотрится в иллюзорной, субъективной сфере взаимоотношений почти комично. Выходит, что вывода в картине нет, а гиперреализм лишь подчеркивает относительность любых заключений. Если это так, то «Анатомия падения» — это игра со зрителем, загадка без ответа или замок, к которому каждый собирает собственный ключ.
Идея в духе «каждый решает сам» — не самый лучший и довольно избитый прием, который очень многого требует от реализации произведения. С этой задачей фильм определенно справился: зритель видит перед собой не философскую абстракцию, а детально прописанную историю, которая вызывает много эмоций, догадок, сочувствия и переживания. Не привнося в искусство ничего кардинально нового, Жюстин Трие создала слепок нашей реальности, в которой женщины порой оказываются сильнее мужчин, дети решают судьбу родителей, а суд выносит вердикты, исходя не из фактов, а предположений и симпатий. А зритель пусть подумает за режиссера – как к этому относиться.