КИНО-ПАНК

Изнанка киноиндустрии: «Однажды в… Голливуде»

8 августа в широкий российский прокат выходит девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде». «Кино-Панк» рассуждает, почему это запоминающееся кино об изнанке классической американской киноиндустрии можно назвать самым зрелым, но нельзя – самым лучшим фильмом мастера.

«Однажды в Голливуде» — многогранная новелла с несколькими героями, проживающими на холмах. Точкой отправления считается история четы Полански: в 1969-м году молодую актрису и жену режиссера «Ребенка Розмари» убивают члены преступной коммуны. Действие фильма начинается за несколько дней до кровавого происшествия в соседнем доме, где проживает актер вестернов Рик Далтон, чья карьера уже летит в закат. Ошибочно полагать, что Тарантино, взяв за основу сектантское убийство, выдаст, как итог, невероятный боевик. Его новая работа – это совершенно другой режиссерский подход с красивым вялотекущим повествованием об актерской жизни в незапамятные времена, когда в Италии стали делать свои вестерны.

Шерон Тейт уделено лишь несколько сцен в фильме, в то время, как большую часть ленты зритель наблюдает за дружбой того самого Рика и его каскадера, знаменитого тем, «что он убил свою жену и ему ничего за это не было». Рик (Леонардо ДиКаприо) ностальгирует по тем временам, когда он был кем-то, запивая свое горе виски. Теперь он снимается в сериалах, в которых ему все время достается роль побежденного злодея. Вечерами он и его друг каскадер Клифф усаживаются поудобнее перед телевизором и смотрят старые картины Рика, где он лихо выпрыгивает из грузовика и с первых выстрелов убивает негодяев. Тарантино не раз прибегает к такому ходу, как «фильм в фильме». Голливудская история то и дело прерывается «высокохудожественными» кадрами из картин с Риком Далтоном, которые, безусловно, привносят свою изюминку и напоминают, насколько сильно Тарантино чувствует старое кино, насколько глубоко разбирается в творчестве Серджио Леоне, Сэма Пекинпа, Нормана Джуисона.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

В один из дней Рик вновь отправляется на съемочную площадку, где ему предстоит роль плохого парня. В ожидании съемок он читает книгу о старом ковбое, который уже не тот, что был раньше. Он пересказывает эту книгу маленькой девочке и со слезами говорит ей: «Я не ожидал, что книга настолько глубока». В этом и оказывается вся суть Голливуда – звезда рождается, но быстро угасает, вероятно, именно для раскрытия этой мысли Тарантино выбрал 1969 год – время, когда «падение» старых звезд достигло апогея. Говоря образно, американский кинематограф 1960-х похож на кинематограф 1970-х также, как молодежный Ford Mustang на семейный Ford Taurus.

Впрочем, если Рик крайне расстроен сложившейся ситуацией, то его друг Клифф, который вот уже многие годы не работал каскадером и который живет где-то на отшибе в трейлере, кажется, вполне всем доволен. Выбрав Брэда Питта на роль Клиффа, Тарантино попал в самую цель. Питту куда больше даются роли простоватых парней, как, например, в «После прочтения сжечь».

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Тарантино наполняет атмосферу Калифорнии повсюду слоняющимися хиппи, которых мало кто любит, вводит в кадр Брюса Ли и даже вставляет сцену «схватки» с его участием, но Тарантино был бы не Тарантино, если бы не финальные, кульминационные кадры фильма, лихо разбавляющие практически трехчасовой медленный поток жизни актеров.

«Однажды в Голливуде» — это не лучшая картина именитого режиссера, как могут восклицать некоторые весьма впечатлительные зрители, это картина режиссера, который просто достиг определенного опыта, поэтому может творить с кадрами все что угодно – а выйдет, так или иначе, достойное произведение.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018