КИНО-ПАНК

В гробу карманов нет: «Остров»

«В гробу карманов нет. Что собрал в душе, с тем и будешь лежать!» — цитата одного из самых талантливых, честных и глубоких артистов нашего времени, которую он произнес, рассказывая о съемках в фильме «Остров». Мы посвящаем рецензию на эту картину памяти Петра Мамонова – великого музыканта и актера, чей уход из жизни стал большой утратой для мира.

Петр Мамонов был человеком, чей талант поражал и пленял людей настолько, что он мог проявлять себя полностью, без масок и пиар-компаний. Он «чудил», гнул свою линию – а его продолжали любить. Может быть, поэтому его образ в «Острове» похож на автопортрет – он получился таким настоящим и добрым, будто Мамонов и вправду играл самого себя.

Кадр из фильма «Остров»

Кадр из фильма «Остров»

«Остров» — это картина о Боге, об искуплении грехов, о прощении и исцелении. Начинается он с самого страшного в жизни выбора. Идет война, главный герой Анатолий служит с товарищем где-то в Белом море. Его отряд убивают, а им двоим удается спрятаться в горе угля – но безуспешно. Когда их находят немцы, Анатолию предлагают убить сослуживца в обмен на свою жизнь. В смертельном ужасе, тот соглашается – и стреляет в товарища, который падает в воду. Самого Анатолия спасают монахи, и он просит для себя послушание – быть кочегаром, и каждый день иметь дело с тем самым углем, который будет напоминать ему о его страшном грехе. Конечно, уголь – очень важный, символичный объект фильма. Пачкая одежду, кожу, проникая в легкие, он оставляет черное клеймо, как бы «обличая» Анатолия в его поступке. «Очерненная» душа героя и сама стала похожа на уголек – так сильно его сжигает совесть и покаяние.

Кадр из фильма «Остров»

Кадр из фильма «Остров»

С Анатолием начинает разговаривать Бог – в герое открывается дар ясновидения. К нему приходят люди, которым нужна помощь, и он отдает ее так же, как и тепло кочегарки всему монастырю. Его личность в фильме раскрывается постепенно, зрителей не «бьют в лоб» чудесами и сверхспособностями. Более того, картина как бы проверяет аудиторию на силу веры так же, как это бывает с монахами, которые только приняли послушание. Вначале Анатолий кажется полусумасшедшим, а не блаженным. Он ведет себя как-то чудно, инаково, он слишком близок к мирскому, много шутит и балуется, как ребенок. В его предсказания можно и не поверить, ведь зрителю не показывают, что они сбываются. И лишь затем, уже во второй части фильма, чудеса становятся реальными. В таком развитии сценария прослеживаются евангелические мотивы: словам Бога требовали доказательств, и именно поэтому Христос показывал людям чудеса, чтобы исцелить неверие. Если зритель поддается скепсису в отношении Анатолия, во второй части фильма он испытывает легкий укол совести, как ребенок, не поверивший родителю. Именно здесь, во второй половине картины, главный герой меняет свою роль, превращаясь из «юродивого» в настоящего старца, чья мудрость ненавязчива и полушутлива. Роль Анатолия меняется из детской во взрослую, и через этот переход становятся видны и внутренние изменения, которые произошли с ним в монастыре. Этот ход делает «Остров» по-настоящему мощным кино, которое смогло легко и наглядно показать очень сложный каскад тем: от ненависти к себе до помощи другим, от чудотворства до смирения и скромности.

Кадр из фильма «Остров»

Кадр из фильма «Остров»

Но главное, что делает фильм таким ярким и добрым – актерская игра Петра Мамонова. Сложно представить более живое лицо в российском кино, такое лицо, которое при всей своей подвижности не имеет ни наигранности, ни гримасничанья, ни самолюбования. Анатолий меняется в лице мгновенно, все его эмоции мгновенно считываются и они настолько настоящие, что в них невозможно не верить. И, конечно, видно как Мамонов близок к своему персонажу – не по биографическому бэкграунду, а по отношению к жизни. Он, как и его герой, очень любил людей, любил отдавать им простое, но глубокое и наполненное смыслом добро. Он обожал иносказательные способы высказываться – примерно так же, как делает Анатолий, бросая обугленную головню перед настоятелем, намекая на грядущий пожар в его доме. Он любил делать все как-то по своему, но не от тщеславия, а от полной уверенности в том, что так нужно. А еще в его герое, как и в самом Мамонове, чувствуется столько любви, что ему хочется довериться без лишних слов. Такой герой-монах делает «Остров» очень теплым кино, которое не ставит перед собой задачи быть концептуальным, особо сложным или чрезмерно глубоким. Оно было сделано именно для людей, которые его посмотрят, и оно хорошо доносит главную мысль, которая окончательно оформляется к концовке: прощай, доверяй и дари добро. Петр Мамонов тоже пел свои песни для людей, а не для своего самолюбия: поэтому даже сложные его тексты не раздражают, а очаровывают. Вот так и случилось, что честный и талантливый актер и добросовестный режиссер нашли друг друга и сделали очень красивое, важное и нужное кино.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018