Есть фильмы, просто поражающие простотой и точностью центральной мысли. Один из них — «Пазманский дьявол» Бена Янгера. Это кино о гигантской лжи, витающей в воздухе и обвивающейся вокруг глоток. Кто сказал, что в этом мире всё непросто? Всё просто, только надо работать. Александр Николаенко рассказывает о грубом мужском фильме, издевающемся над такими понятиями, как жалостливость и слезливость.
Картины, посвященные спорту, традиционно строятся по одному обточенному шаблону. Сначала главный герой успешен, затем он терпит сокрушительное поражение, долго восстанавливает силы и наносит ответный удар, снова возвращающий его на вершину славы. Драматургия «Пазманского дьявола» ни на шаг не отступает от этой элементарной схемы, но делает небольшое исключение: роль антагониста играет самый сильный из известных миру злодеев – судьба.
Немолодой американский постановщик Бен Янгер редко берется за новые проекты, но, заняв режиссерское кресло, творит в полную силу. Реальная история знаменитого боксера Винни Пациенца по прозвищу «Пазманский дьявол», реконструированная при помощи талантливых актеров Майлза Теллера и Аарон Экхарта, смотрится красочно, энергично и правдоподобно. Янгер намеренно смещает основной «накал страстей» в центральную часть картины, доказывая, что важна не победа, а путь к ней.
Пластика фильма наполнена противоречиями. Продуманная до мелочей повествовательная структура сочетается с небрежным визуальным рядом, состоящим из текстовых ремарок, экспериментов по переключению камер, с профессиональной на любительскую, slow mo вставок, смонтированных под замечательную драйвовую музыку. Возможно, опытный боксер разглядит за пестрыми мазками множество неточностей, раскритикует излишние танцы главного героя на ринге, но, скорее всего, быстро забудет о них и вместе с обыкновенным зрителем проникнется искренними переживаниями.
В «Дьяволе» остро ощущается влияние классических лент Мартина Скорсезе, кстати, выступившего исполнительным продюсером картины. Поединки сняты в манере «Бешеного быка», эпизоды за игровым столом – «Казино». Возможно, незначительные мелочи позаимствованы даже у «Рокки» Джона Эвилдсена.
«Пазманский дьявол» — образец качественного мужского кино, ударяющего в душу прямой и лаконичной мыслью: «Самая большая ложь, это когда говорят, что всё непросто. Всё просто».