Фильмы о серийных маньяках уже давно перестали удивлять широкую российскую аудиторию. Годами телеканалы и видеосервисы эксплуатировали тему, штампуя километры контента. Руслан Никитин рассказывает о триллере «Казнь» от режиссёра Ладо Кватания и разбирается, получилось ли у молодого автора привнести в жанр что-то новое.
«Казнь» — современный нуар, выдержанный в эстетике позднего СССР. На атмосферу работают и костюм главного героя, и его автомобиль, и длинные реплики в диалогах, и закрученный сюжет, и чистые эстетические кадры, поначалу вызывающее чувство неестественности. Но постепенно, именно визуальный ряд, именно операторские размашистые приёмы создают чувство притягательности.
Фильм не столько посвящен преступлениям маньяка, хотя их в кадре достаточно, сколько конфликтам между следователями. Главный герой — Исса Давыдов – выглядит типичным карьеристом. У него нет семьи, но есть любимая работа, в которой он достиг совершенства. В характере Иссы сочетается и беспринципность, и умение вдохновить, и способность разочаровать. В один роковой момент от него отворачиваются практически все знакомые, даже преданный напарник. А далее сюжет набирает объём, раскрывая, как меняются герои за десять лет ведения повисшего дела.
Их идеалы рушатся, приходит понимание, что государство – это всего лишь бездушная машина, личная жизнь летит к чертям, а маньяк, из-за которого всё началось остаётся где-то на втором плане. В нашей реальности такая история не могла бы разыграться, но, если бы режиссёр хотел сделать рассказ как можно более достоверным, у него бы не получилось так основательно разрушить стандарты жанра.
«Казнь» — двухчасовая метафора, демонстрирующая, что зло скрывается в каждом, и стоит проявить слабину, оно поглотит личность полностью. В фильме нет абсолютно положительных героев, но есть герои с благими намерениями, и следить за их душевными противоречиями по-настоящему интересно.
Благодарим компанию «Вольга» за организацию показа в Москве.