КИНО-ПАНК

Питерская кукуха: «Синдром»

Вот наконец и мрачные улицы обшарпанного Петербурга стали декорациями для фильма ужасов: на экраны вышла картина «Синдром». Дворы-колодцы, старые квартиры и не реставрируемые десятилетиями фасады – чем не готовая картинка для мистической истории? Мария разбирается, почему неплохой замысел потерпел крах в реализации.

Идея, действительно, хороша. Гоголевско-достоевский Петербург вполне готов принять в себя современных персонажей, новые истории и саспенс, не меняя при этом своего облика. Добавить к виду города непрекращающийся дождь – и готов визуал для фильма ужасов. И как же грустно осознавать, что в очередной раз работа сценаристов испортила то, что, казалось, испортить невозможно. Еще печальнее от того факта, что результатом становится не разнузданная фантазия или дикий артхаус (хотя бы веселее было), а скучное, топорное подобие фильма «Звонок».

Кадр из фильма «Синдром»

Кадр из фильма «Синдром»

Схожесть начинается уже с музыкальной темы. Похожую стилистику используют многие фильмы, но в случае с «Синдромом» и ритм, и тональность, и сама мелодия очень уж близки к работе Ганса Циммера. Затем в глаза бросаются цвета. В «Звонке» они были болотистыми, водянисто-синими, и это был не просто визуальный ход, а символизм – в фильме главенствует тема воды, ее тайн и силы. В «Синдроме» наблюдается такая же стилистика, но она в себе несет только настроение и никак не связана со сценарием.

Кадр из фильма «Синдром»

Кадр из фильма «Синдром»

Впрочем, сложно хоть как-то оправдать сценарий – что логически, что идейно. Заключается он в том, что Петербург потрясает череда странных самоубийств, и никто не может понять, в чем причина. Каждый из умерших перед смертью видел некого «человека в белом», которых показывал ему, как тот умрет. Главный герой – парень Егор, чей отец когда-то расследовал точно такую же череду смертей, и пропал. Теперь очередь сына найти этого «человека в белом» и того, кто за ним стоит. К расследованию парня принуждает героиня, у которой нет ни толковой предыстории, ни раскрытия личности: все, что мы знаем о ней – ее родители когда-то погибли по той же таинственной причине.

Кадр из фильма «Синдром»

Кадр из фильма «Синдром»

Вот так сумбурно завязавшись, фильм подводит нас к разгадке принципа, по которому действует «человек в белом». Проклятие распространяется на того, кто первым увидел труп предыдущей жертвы – и передается вот так по цепочке. И здесь прослеживается аллюзия на передачу проклятия с помощью зрения, как в «Звонке». Но если зритель рассчитывает, что, как и в фильме про девочку из колодца, разгадает тайну и проведет детективное расследование, прежде чем справиться с проклятием – то его ждет большое разочарование. В «Синдроме» не объяснят, откуда действительно взялся «человек в белом». Что это: демон, кусок отколотого сознания, астральная проекция, сиамский близнец? Непонятно, почему он стремится убивать и почему делает это только посредством самоубийства. Также неясно, зачем он показывает жертве ее смерть, и почему конкретный человек стал носителем этой сущности до того, как она обрела самостоятельность. Недосказанности и пробелов в этом фильме так много, что сюжет превращается в картонную, плохо прорисованную картинку вместо того, чтобы быть объемным, загадочным, интригующим.

Кадр из фильма «Синдром»

Кадр из фильма «Синдром»

Халтура чувствуется в «Синдроме» от и до: кажется, что даже актеры не совсем понимают, что происходит на экране, а потому выражают эмоции то слишком слабо, то гротескно, но просто глупо. Когда у главной героини умирает брат, она устраивает совершенно непонятную сцену: зачем-то раздевается до белья на глазах у растерянного Егора и с пустым взглядом идет в ванную, где в исподнем принимает ванну. Эта сцена выглядит почти эротично и могла бы быть оправданной в контексте расставания, ссоры или, в крайнем случае, гибели любовника – но никак не брата. А в некоторых эпизодах персонажи просто ведут себя, как идиоты: оставляют «проклятых» друзей без присмотра, ведутся на самые очевидные провокации и, конечно же, совершают необдуманные поступки. Это уже привычная стратегия поведения в фильмах ужасов, но оттого она не стала раздражать меньше – все же хочется смотреть на здоровых людей, а не на безмозглых, нарывающихся на неприятности персонажей.

В совокупности «Синдром» становится не просто избитым, а совершенно поверхностным фильмом с обилием сюжетных дыр, клише и подражаний. Жаль, что именно на Петербург пришелся этот удар некачественного кино – ведь в кадре то и дело будут мелькать улицы и панорамы города. Северная столица все же заслуживает лучшего к себе отношения.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018