КИНО-ПАНК

«Пункт назначения: Смайл», который не имеет отношения к «Пункту назначения»

На экраны вышел новый фильм ужасов от авторов старой, маститой франшизы «Пункт назначения». О том, каким получилось новое кино и достойно ли оно внимания зрителя, рассказывает «Кино-Панк».

С фильмами ужасов обычно бывает достаточно просто – он либо вызывает положительные эмоции после просмотра, либо оказывается пустой тратой денег. Хоррор – массовый жанр и чаще всего ставит перед собой задачу просто развлекать аудиторию, а потому не вызывает каких-либо двойственных ощущений. Но с «Пунктом назначения: смайл» получилось сложнее, и не потому, что картина скрывает в себе какие-то особенные смыслы и глубину. Кино вышло странным с одной стороны – и удачным с другой.

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Что прежде всего вызывает у зрителя недоумение? Именно привязка к франшизе «Пункт назначения». Да, над фильмом работала та же команда, но если забыть об этом факте, новую часть с предыдущими не связывает ровным счетом ничего. У серии «Пункт назначения» была своя строгая, четко выверенная канва, по которой должно происходить развитие сюжета. Суть всех фильмов заключалась в том, что какой-то человек внезапно получает видение, в котором предсказывает смерть себя и окружающих в какой-либо катастрофе и предотвращает гибель. После этого смерть начинает восстанавливать порядок и убивать всех поодиночке. У смерти во франшизе нет облика, все убийства происходят по бытовым случайностям или в результате несчастных случаев (сломанный чайник, заклинивший солярий, заглохшая на железнодорожных путях машина и т.д.). Суть всей кинофраншизы, таким образом, заключается в фатализме, попытке обхитрить смерть и невозможности это сделать, поскольку смерть выполняет роль уравновешивающего фактора, а не безжалостного убийцы. В новом же фильме «Смайл» события развиваются по сценарию классического мистического ужастика – фотоаппарат, после съемки на который люди с фотографий погибают, неупокоенная душа убийцы, даже сам мстительный дух вполне видим и осязаем, как и любой другой монстр из подобных фильмов ужасов. Единственная связь с «Пунктом назначения» — упорядоченность жертв. Монстр охотится не за кем попало, а согласно выбранному им порядку.

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

По этой причине зритель, который придет в кинотеатр на новый «Пункт назначения», увидит вовсе не продолжение знаменитой серии фильмов, а ужастик в духе «Астрала» или «Проклятия Аннабель». Поэтому к такому повороту событий необходимо быть готовым заранее. Но если простить такую неточность, получит ли аудитория удовольствие от просмотра?

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Как ни странно, да, «Смайл» вполне способен вызвать приятные эмоции от просмотра, если абстрагироваться от полного непопадания во франшизу. Опыт съемочной команды сказывается на качестве картины: она сделана с умом, логично, вполне атмосферно и не слишком оригинальничает. В данном случае это является для фильма скорее плюсом, чем минусом. Так как хоррор – массовый жанр, он призван развлечь зрителя, а не заставлять его размышлять над глубоким смыслом картины. Если добавить к этому остросюжетный сценарий, скримеры, пугающую атмосферу – на выходе должен получиться даже не фильм, а аттракцион, который помогает человеку расслабиться с помощью выброса адреналина в кровь. Поэтому зрители разочаровываются, увидев не то, что ожидали – хочется, чтобы даже монстр был страшным, но привычным, почти знакомым. Если вспомнить неудачно названный хоррором фильм «Мама!» с глубоким философским и религиозным подтекстом, который вызвал у аудитории бурю негодования, становится понятно, что создатели оказываются совсем в узких рамках. Необходимо сделать что-то понятное, но не заезженное, с узнаваемыми персонажами, но с долей оригинальности. И вот как раз в эти границы съемочная команда очень изящно поместила этот массовый ужастик. При всей своей понятности она все же умудряется напугать зрителя. Как? Например, когда в потенциальной опасности оказывается один герой и аудитория готовится к атаке на него, внезапно нападение происходит на совсем другого персонажа. История с расследованием дела тоже происходит небанально. Герои меньше времени тратят в архивах, и больше – в движении, что тоже больше понравится аудитории. Но при этом их беготня не бесполезна: история оказывается запутаннее, чем ожидается, и внезапно, когда зритель думает, что уже разобрался в сути, всплывает еще одно обстоятельство, которое полностью меняет смысл происходящего. Так, не прибегая к мудреным способам для придания картине оригинальности, создатели удачно освежают сюжет несколькими неожиданными поворотами.

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Кадр из фильма «Пункт назначения: Смайл»

Что касается самого страха, то пугают зрителя достаточно стандартно – резкие скачки из темноты, погони, ужасный монстр, громкие звуки и полутьма, которая почти все время окутывает героев. Впрочем, если не забывать, что «Смайл» — массовый фильм и рассчитывает на финансовый успех, а не на культурную ценность, можно считать попытку создателей вполне успешной. Правда, без пиар-хода с привязкой к «Пункту назначения» она была бы намного более честной.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018