На экраны вышел новый фильм ужасов от авторов старой, маститой франшизы «Пункт назначения». О том, каким получилось новое кино и достойно ли оно внимания зрителя, рассказывает «Кино-Панк».
С фильмами ужасов обычно бывает достаточно просто – он либо вызывает положительные эмоции после просмотра, либо оказывается пустой тратой денег. Хоррор – массовый жанр и чаще всего ставит перед собой задачу просто развлекать аудиторию, а потому не вызывает каких-либо двойственных ощущений. Но с «Пунктом назначения: смайл» получилось сложнее, и не потому, что картина скрывает в себе какие-то особенные смыслы и глубину. Кино вышло странным с одной стороны – и удачным с другой.
Что прежде всего вызывает у зрителя недоумение? Именно привязка к франшизе «Пункт назначения». Да, над фильмом работала та же команда, но если забыть об этом факте, новую часть с предыдущими не связывает ровным счетом ничего. У серии «Пункт назначения» была своя строгая, четко выверенная канва, по которой должно происходить развитие сюжета. Суть всех фильмов заключалась в том, что какой-то человек внезапно получает видение, в котором предсказывает смерть себя и окружающих в какой-либо катастрофе и предотвращает гибель. После этого смерть начинает восстанавливать порядок и убивать всех поодиночке. У смерти во франшизе нет облика, все убийства происходят по бытовым случайностям или в результате несчастных случаев (сломанный чайник, заклинивший солярий, заглохшая на железнодорожных путях машина и т.д.). Суть всей кинофраншизы, таким образом, заключается в фатализме, попытке обхитрить смерть и невозможности это сделать, поскольку смерть выполняет роль уравновешивающего фактора, а не безжалостного убийцы. В новом же фильме «Смайл» события развиваются по сценарию классического мистического ужастика – фотоаппарат, после съемки на который люди с фотографий погибают, неупокоенная душа убийцы, даже сам мстительный дух вполне видим и осязаем, как и любой другой монстр из подобных фильмов ужасов. Единственная связь с «Пунктом назначения» — упорядоченность жертв. Монстр охотится не за кем попало, а согласно выбранному им порядку.
По этой причине зритель, который придет в кинотеатр на новый «Пункт назначения», увидит вовсе не продолжение знаменитой серии фильмов, а ужастик в духе «Астрала» или «Проклятия Аннабель». Поэтому к такому повороту событий необходимо быть готовым заранее. Но если простить такую неточность, получит ли аудитория удовольствие от просмотра?
Как ни странно, да, «Смайл» вполне способен вызвать приятные эмоции от просмотра, если абстрагироваться от полного непопадания во франшизу. Опыт съемочной команды сказывается на качестве картины: она сделана с умом, логично, вполне атмосферно и не слишком оригинальничает. В данном случае это является для фильма скорее плюсом, чем минусом. Так как хоррор – массовый жанр, он призван развлечь зрителя, а не заставлять его размышлять над глубоким смыслом картины. Если добавить к этому остросюжетный сценарий, скримеры, пугающую атмосферу – на выходе должен получиться даже не фильм, а аттракцион, который помогает человеку расслабиться с помощью выброса адреналина в кровь. Поэтому зрители разочаровываются, увидев не то, что ожидали – хочется, чтобы даже монстр был страшным, но привычным, почти знакомым. Если вспомнить неудачно названный хоррором фильм «Мама!» с глубоким философским и религиозным подтекстом, который вызвал у аудитории бурю негодования, становится понятно, что создатели оказываются совсем в узких рамках. Необходимо сделать что-то понятное, но не заезженное, с узнаваемыми персонажами, но с долей оригинальности. И вот как раз в эти границы съемочная команда очень изящно поместила этот массовый ужастик. При всей своей понятности она все же умудряется напугать зрителя. Как? Например, когда в потенциальной опасности оказывается один герой и аудитория готовится к атаке на него, внезапно нападение происходит на совсем другого персонажа. История с расследованием дела тоже происходит небанально. Герои меньше времени тратят в архивах, и больше – в движении, что тоже больше понравится аудитории. Но при этом их беготня не бесполезна: история оказывается запутаннее, чем ожидается, и внезапно, когда зритель думает, что уже разобрался в сути, всплывает еще одно обстоятельство, которое полностью меняет смысл происходящего. Так, не прибегая к мудреным способам для придания картине оригинальности, создатели удачно освежают сюжет несколькими неожиданными поворотами.
Что касается самого страха, то пугают зрителя достаточно стандартно – резкие скачки из темноты, погони, ужасный монстр, громкие звуки и полутьма, которая почти все время окутывает героев. Впрочем, если не забывать, что «Смайл» — массовый фильм и рассчитывает на финансовый успех, а не на культурную ценность, можно считать попытку создателей вполне успешной. Правда, без пиар-хода с привязкой к «Пункту назначения» она была бы намного более честной.