КИНО-ПАНК

Попсовые песни синих гигантов: «Киты: стражи планеты»

На экраны 8 июня вышел фильм «Киты: стражи планеты». Эпичная и грустная картина рассказывает, как уникальны эти гиганты, и что с ними сделал человек за многие столетия китобойного промысла. Мария Михайлова пытается понять, нужны ли еще миру документальные фильмы о животных, и если да – то какими они должны быть.

Киты – млекопитающие, самые большие на планете. Они мигрируют на гигантские расстояния, из теплых морей в холодные и обратно. А еще они «поют» и общаются с сородичами на сотнях разных диалектов. Наверное, как говорят авторы фильма, именно киты создали самую старую социальную сеть на Земле. Вступительная интрига картины хороша: вот бы побольше узнать о китах, их роли в экосистеме планеты. Это желание сбывается лишь наполовину.

Авторы взялись за сложную задачу. Непросто снять документальное, научно-популярное, но при этом массовое кино: в нем тема должна быть освещена и глубоко, и ярко. Как правило, что-то из двух частей в итоге уступает, но в «Китах» постарались сохранить баланс. В итоге вышла привлекательная, но не всегда понятная смесь. В картине реальные факты соседствуют с художественными описаниями, а сложные подводные съемки – с компьютерной графикой. Где-то наглядность довели до фантасмагории. Рассказывая, что морское дно похоже на земной ландшафт, зрителю показывают китов, парящих среди гор. Красивая и эклектичная визуализация – но абсолютно непрактичная и немного детская.

Этот микс образов, символов и смыслов нашел свое воплощение везде. Даже в звукоряде, в котором пение китов накладывают на самую разнообразную музыку: классическую, ретро-записи, современный фанк. Местами такие решения слышатся удачно, а местами вызывают недоумение и даже неприятие. Зачем сравнивать пение китов с человеческим, если весь научный интерес к их языку как раз строится на его уникальности и загадке?

Несомненная любовь (в том числе – к новаторству), с которой сделали фильм, соседствует с небрежностью, которой просто не может быть в документальном кино. Зрелищность выходит здесь на первый план, даже несмотря на то, что мешает воспринимать информацию и заставляет просто любоваться картинкой. На этом фоне структура картины удивляет своей «обыкновенностью». Фильм строится по классической структуре попсовых документалок: эффектное вступление, рассказ об уникальности животного и его незаменимой роли в экосистеме, и предупредительная речь о человеке, который уничтожает этих существ и вредит им, нанося тяжелый урон планете. Эта схема проста, логична, действенна. Но она так часто повторяет себя в научно-популярном сегменте кино, что выглядит неубедительно и скучно.

Сможет ли такой фильм составить конкуренцию культуре, в которой китобой веками считался героем и победителем Моби Дика? Пробудит ли осознанность в зрителях, привыкших потреблять и отфильтровывать шаблонный контент даже несмотря на необычную обертку? Наверное, нет, и слезы жалости высохнут на глазах зрителей еще до того, как они покинут кинозал. А многие из них никогда не увидят живого кита, и эта проблема так и останется для них чем-то отдаленным, не имеющим отношения к реальности.
Предупреждения о том, как много значат киты для экосистемы, уже не сработают, как не работают и многие другие сообщения от защитников природы.
От научно-популярного и документального кино о животных точно нельзя отказываться. Но имеет смысл подумать о том, что зрителю нужен другой формат – кардинально, структурно другой, основанный не на экспериментах с образами. Возможно, тот, который не давит на эмоции, а ломает четвертую стену и максимально приближает смотрящего к озвученной проблеме. Иначе мы будем смотреть бесконечные дубликаты чувственных и художественных фильмов про животных, пока на нашей планете и вправду не умрет последний кит.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018