24 октября на экраны вышел «Портрет девушки в огне» — картина, получившая на Каннском фестивале этого года приз за лучший сценарий. «Кино-Панк» рассказывает, что новый фильм предлагает зрителю, оправдывает ли он свою награду и при чем тут феминистки.
Франция, вторая половина восемнадцатого века – для страны консервативное время, в котором женщины лишь немного способны отходить от предписанной линии поведения. Одна из таких смелых героинь – художница Марианна. Она посвятила свою жизнь искусству, и, хотя ей, как большинству художниц ее времени, приходится выставлять работы под мужским именем, девушка ни за что не променяет свою творческую свободу на жизнь приличной замужней дамы. И однажды к Марианне поступает, возможно, самый сложный заказ в ее жизни. Ей нужно написать портрет дворянки Элоизы – девушки, недавно вышедшей из монастыря, которую собираются выдать замуж и увезти в Милан. Замысел матери, которая стремится к лучшей жизни, Элоиза всей душой отрицает. Она понимает, что если ее портрет будет написан и отослан жениху, замужество будет неизбежно. Стремясь переломить судьбу, она отказывается позировать художникам, и потому Марианне необходимо написать ее портрет скрытно, гуляя с ней под видом компаньонки.
Чем больше девушки узнают друг друга, тем сильнее узнают и проникаются бедами, радостями, надеждами друг друга. Фильм показывает зрителю вполне очевидную метафору: портрет Элоизы пишется, исправляется, уничтожается точно так же, как меняются представления художницы о девушке. Марианна, в свою очередь, и сама раскрывается перед смотрящим – как раскрывается любой творец, воплощая свой замысел в искусстве. И, хоть сама аллегория портрета не является чем-то идейно новым, она позволяет режиссеру органично поднять два смысловых пласта в одном фильме. С одной стороны – в нем рассуждают о любви, человеке, его свободе и желаниях, а с другой – задают вопросы о природе искусства, о вдохновении и отражении реальности, жертвах, которые творец приносит во имя красоты и запечатления в вечности.
Рассуждения о человеке, его чувствах и выборе, впрочем, сосредоточены на конкретной тематике: женской эмансипации. Фильм, таким образом, перестает быть абстрактным рассуждением и уверенно вписывается в феминистскую повестку. Вот только из-за этой остросоциальной темы кино серьезно теряет в уникальности и глубине. Зрителю постоянно кажется, что он уже где-то все это видел: художница борется за признание, девушка борется за свободу от замужества, служанка борется за возможность не иметь детей и делает аборт. Несмотря на свою актуальность и историческую правдивость, каждая из героинь представляет собой клише, которые хорошо знакомы смотрящему. Даже чувства, которые вспыхивают у Марианны с Элоизой, слишком предсказуемы. Две непонятые женщины, которые проводят все время вдвоем и изучают друг друга, как художник и модель, ожидаемо станут близки. Любовь здесь – не стечение обстоятельств, а неизбежность, которая возникает от невозможности выбора. Возможно, в этом и заключался режиссерский замысел, но сама атмосфера кино хочет убедить аудиторию в искренности, бессмертии чувств главных героинь, а не в том, что они навязаны. Поэтому выходит, что сюжет становится пусть и актуальным, современным и нужным напоминанием о важности феминизма, но совершенно перестает быть оригинальным. Награду за лучший сценарий картина получила не за новизну или глубину, а именно за попадание в современные социальные веяния.
Что касается второго смыслового пласта, который посвящен искусству, в нем действительно есть интересные идеи. Например, нагляден эпизод с чтением мифа об Орфее: Марианна предполагает, что Орфей обернулся, чтобы запечатлеть в памяти свою любовь, потому что запечатление важнее самого чувства. Искусство, по мнению режиссера – всегда немного гипертрофировано, доведено до крайности, потому что должно наглядно демонстрировать саму суть мира, человека, его чувств. Поэтому для художника так важно поймать не просто момент, но довести его до высшей точки, исступления, дать любой эмоции вызреть настолько, чтобы она стала достойной изображения. Подобные рассуждения о природе творчества – то, что делает картину по-настоящему глубокой и небанальной, но, к сожалению, вопрос женской эмансипации все еще стоит здесь на первом месте и мешает сценарию стать действительно безупречным.
Но главным достоинством «Портрета девушки в огне» остается визуальная часть. Оператор работает так, как работал бы глаз художника: он фокусирует внимание на деталях – волосы, руки, мимика – на всем том, что делает героя любого произведения уникальным. Удивительным образом камерой достигается эффект написанной картины в каждом кадре. Все они статичны, сменяются очень неспешно, композиция в каждом из них выдержана по эталону живописцев 18 века. Цвета в фильме проработаны так же тщательно и точно попадают в цветовую гамму старых полотен. Свет падает, как на портретах, освещая только лицо героини, которая стоит со свечой, или мягко, рассеянным пучком, когда на экране появляются кадры с пейзажем. Буквально каждый стоп-кадр в этом кино можно представить, как репродукцию полотна. И поэтому, возможно, именно за операторскую работу и визуал «Портрет девушки в огне» мог бы получить приз на Каннском фестивале. Но, то ли потому, что награда за сценарий считается более престижной, то ли потому, что социальные элементы сюжета важнее художественной ценности фильма, картина выиграла в другой номинации.