КИНО-ПАНК

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы слушать песни из фильмов бесплатно и без регистрации.

Пластмассовому миру не победить: «Портрет без человека»

«Портрет без человека» — короткометражный фильм-антиутопия о будущем, в котором технологии изменили человеческое сознание. Мария Михайлова рассказывает, может ли малобюджетная картина показать красивую и внятную историю в фантастическом антураже.

Главные герои – пара отшельников, живущая в домике в лесу. Они единственные, кого не затронула одержимость технологиями, превращающая людей в биороботов. Ун – художник, который панически боится кибер-заразы и не хочет даже прикасаться к электронике. Его девушка Мэй – более мягкая, и у нее даже есть друзья из «зараженных». Следуя за Уном, она отказывается от жизни в технологическом аду в пользу природного рая. Однажды их спокойствие нарушает зараженный мальчик, потерявшийся в лесу, и героям приходится сделать выбор – остаться верным своим принципам или нарушить их.

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Небольшой бюджет – дополнительная угроза для фильма. И дело не только в том, что задумку не удастся воплотить, но и в том, что создатели выберут неудачный путь для реализации. Одна крайность – попытка впасть в «тарковщину» и заполнить все экранное время псевдоглубокомысленными долгими кадрами. Неумение развить сюжет, создать напряжение, даже настроить свет и звук пытаются компенсировать гениальной идейностью – и, конечно, промахиваются. Вторая крайность – попытка сделать из картины нечто зрелищное, то, что никак не впишется в заявленные рамки и просто не сможет стать красивым визуальным аттракционом. Так получается инди-фантастика, смешные боевики с Александром Невским и другие нелепые попытки сделать «все из ничего».

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Кадр из фильма «Портрет без человека»

«Портрет без человека» прекрасен тем, что легко и умело избежал обоих крайностей и показал, как буквально в 3-5 минималистичных локациях и с ограниченным набором актеров можно развить захватывающую историю. Именно благодаря сюжету зритель не обращает внимания ни на скудность декораций, ни на простоту костюмов, ни на не всегда умело достроенный кадр. История развивается гармонично — без ухода в морализаторство или пафос. Мысль о жертвенности и независимости, об относительности добра и зла используется со свежей стороны, но не пахнет заумьем и амбициями.

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Отдельно порадовала игра актеров – старательная, но не школярская. Спокойная и взрослая, настраивающая на рассуждения, подкупающая искренностью. В диалогах не встретить длинных пауз, которые пытаются забить хронометраж. Нет и абстрактных рассуждений в духе «разберитесь сами, что хотел сказать автор». Мотивация и характеры остаются прозрачными от начала до конца, а сами герои развиваются органично истории.

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Особенно поражает, что антиутопичный мир, обычно требующий стольких подробностей и пояснений, смогли показать при помощи небольшого количества инструментов и в совсем небольшом хронометраже. История происходит в самобытном мире, а зрителю удается разобраться в происходящем буквально за несколько первых минут.

Кадр из фильма «Портрет без человека»

Кадр из фильма «Портрет без человека»

«Портрет без человека» все же обладает недостатками, которые присущи работам молодых команд. Простые переходы и реплики, порой странные ракурсы и неудачные смены кадра портят впечатление от картины… но не слишком. Это случай, когда работа смотрится легко, с интересом и вниманием. Сочувствием проникаешься не столько к героям фильма, сколько к авторам картины – и потому хочется простить ей погрешности и недостатки. И пусть визуальный язык работы не дотягивает до профессионального уровня: язык идеи и смысла считывается зрителем на отлично. И о потраченных 30 минутах не хочется жалеть. Вероятно, если бы картина шла дольше, то тратила бы свои очки доверия с каждой лишней минутой, и в итоге превратилась бы в затянутое и проходное инди-кино. Хорошо, что этого не произошло.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018