Невесома, тонка, практически прозрачна грань между юмором и пошлостью. Возможно, только историки, специализирующиеся на развитии драматического искусства, смогут ответить на вопрос: «В каком веке пьесы подвергались наибольшему искажению в угоду массовому зрителю?» Наша развращенная эпоха не стесняется вклинивать жаргонизмы в Шекспира, Мольера и Островского, но это далеко не самые страшные фокусы. Истинные безобразия вытворяет избалованная дочка театра – кинематограф.
Крупная октябрьская премьера «Последний богатырь» — яркий пример грубых измывательств над русским народным творчеством. Не нужно быть православным активистом, чтобы заметить, как сильно в творении телевизионного режиссера Дмитрия Дьяченко смещены понятия о добре и зле. Замечательные, колоритные персонажи, образы которых формировало не одно поколение славян, выдернуты из различных сказок и былин и штабельками упакованы в простенький сюжет.
Вступительные сцены «Богатыря», как и положено в современном молодежном кино, разворачиваются на фоне «Москва-Сити». Хитрый парнишка, Ваня, претворяется магом и раскручивает на денежку состоятельных простофиль, параллельно участвуя в «Битве экстрасенсов». Однажды, прыгнув с горки в аквапарке, он попадает в фантастический мир – Белогорье. Там он встречается с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Царевной Лягушкой, Водяным, Добрыней Никитичем и его супругой Варварой. Разбившись на два лагеря противников, герои начинают гонку за мечом-кладенцом.
По содержанию «Последний богатырь» — обыкновенная голливудская сказка-путешествие. Иван и свита шагают к цели, ссорятся, мирятся, узнают тайны личной жизни. Прочная отработанная схема. Колорит происходящему придают чудесные костюмы, сложный грим и недешевая компьютерная графика, способная дать ответ тем, кому он обычно дается. Вот в фильме наступает душещипательный момент, в голове возникают милые ассоциации: старая потрепанная книга с множеством картинок, бабушкины истории перед сном, новогодний школьный спектакль, в котором обязательно кого-то похитили, и вдруг с экрана звучит шутка про задницу. На пощечины режиссер Дьяченко не скупится.
Не меньше высказываний про нежные органы обескураживают сцены, где Иван танцует для женщины-гоблина под Стаса Михайлова, Баба-Яга соблазняет Водяного, и вся компания делает серию «слэфи» под дубом. Если возвращаться к первому тезису о юморе и пошлости, то эти эпизоды, словно три свинцовые болванки, затягивают «Богатыря» в пошлость. Общее повествовательное полотно несколько раз разрывается от сюжетных нестыковок, и виной тому – Водяной. Он, то высыхает без воды, то спокойно валяется на суше, наблюдая за танцами, то погибает от рук злодейки, то воскресает в финале.
«Последний богатырь» подобен музыке Надежды Никитичны Кадышевой. Намек на народное творчество сохранен, костюмы подогнаны идеально, размах и дороговизна поражают с первой минуты, но за всем этим скрывается вакханалия, бессвязный набор штампов и КВНских «гэгов». Стоит поблагодарить создателей за то, что в их Белогорье хотя бы лошади не пытаются острить.