В прокат вышла «Блондинка»: это не прошлогодний фильм про Мэрилин Монро, а отечественная работа режиссера Павла Мирзоева. Она тоже снята про актрису – правда далеко не талантливую и не яркую. Мария Михайлова рассказывает, почему в этой картине жалоб и дешевой театральщины намного больше, чем искренности.
Ира – воздушная и одухотворенная. Она ищет себя и отказывается от простого житейского счастья: нормальной работы, заработка, надежных отношений. Вместо этого девушка предпочитает мыть окна в сомнительной конторе, играть в сомнительном любительском театре «Северная почта» и отдавать свое сердце еще более сомнительному режиссеру этого театра – Льву Николаевичу. Работа дает Ире свободу вместо денег, театр – возможность самовыражаться вместо славы, а отношения – невротическую привязанность вместо настоящей любви. С первых кадров понятно, что жизнь девушки иллюзорна. Поэтому, когда этот уютный мирок начинает рушиться, хочется увидеть чудо. А чуда не происходит, и вот тогда фильм ошеломительно быстро разочаровывает.

Кадр из фильма «Блондинка»
Картина не обязана быть предсказуемой. Она не должна следовать проложенной канве, а зачастую отход от привычного нарратива – то, что делает ее высоким искусством. Но «Блондинка», отказываясь от логичного развития сюжета, обрекает зрителя на долгое и нудное зрелище. Когда любительский театр выгоняют на улицу, а инфантильный режиссер сбегает из города, логично подумать, что именно Ира как главная героиня возьмет на себя решение проблемы. Поначалу так и происходит. Девушка находит большие деньги на новое помещение (не зарабатывает их, а просто получает в долг), снимает красивую студию для любительского театра, а потом едет в Приозерск разыскивать пропавшего любимого. Все считают ее негласным лидером и спасением театра, но когда Льва Николаевича вернуть не удается, Ира просто… бросает все как есть. Сюжетная ветка с театром обрывается, как будто ее и не было, а дальше – невнятная история о духовных поисках и метаниях (а по факту, топтании на месте).

Кадр из фильма «Блондинка»
В этот момент становится понятно, что перед зрителем – не стройная история о духовном росте героини, а странное, псевдоконцептуальное болото. Ира предстает здесь незрелой идеалисткой, которая хочет жить мечтой вместо того, чтобы найти нормальную работу, хорошего парня и понятные жизненные цели. Задумка авторов состояла в том, чтобы показать такую «русскую Амели» — странную девушку, живущую в своем мирке. Вот только у героини с Монмартра все получается, а Ира, вместо того, чтобы идти своим путем, тонет в слезах, истериках и жалобах. Претензии на «непонятого гения» здесь не сработают, ведь Иру все любят: и мама, и бывший парень-учитель, и подруги. Даже малознакомая пожилая женщина, у которой девушка подрабатывала расшифровщицей мемуаров, без особенной причины ссудила ей огромную сумму денег. После чего тихо и незаметно скончалась – как удобно получилось. Словом, у Иры нет никаких сколько-нибудь весомых проблем, и ей хочется дать желчный совет – заняться делом, вместо того, чтобы бесконечно себя искать.

Кадр из фильма «Блондинка»
Отдельного упоминания заслуживает то, как в «Блондинке» показан Петербург. Практически все действие происходит в историческом центре города. У героев шикарные старые квартиры с антиквариатом, а сама Ира почти не выезжает за пределы Обводного. Поэтому визуальное окружение накладывает на жизнь и портрет девушки еще один отпечаток богемы. И даже во времена максимальной аскезы Ира все еще остается той, у которой есть дом, семья и возможность работать. Поэтому ночевки на полу офиса, где девушка моет окна, вряд ли растрогают зрителя.

Кадр из фильма «Блондинка»
Кстати, сюжетный поворот с жизнью в офисе – яркий пример того, как в фильме страдает логика. Получив от старушки долг, который не пришлось отдавать, Ира стала случайной владелицей больших денег. Нет ни одной причины, по которой девушка не может снять квартиру или хотя бы кровать в хостеле. Кроме того, и сама героиня совершает странные поступки, которые характеризуют ее только с плохой стороны: например, дает ложную надежду своему другу, портит его свидание с другой девушкой – только для того, чтобы на следующий день уехать в Приозерск искать Льва Николаевича.

Кадр из фильма «Блондинка»
Так случилось, что «Блондинка» — картина с расстроенным сюжетом и нелогичными связками. В ней хороших людей (таких, как мать Иры) стремятся показать скучными и черствыми, а плохих и откровенно глупых (таких, как сама Ира) – позитивными героями, заслуживающими счастья. Попытка сделать авторское и нестандартное кино не получилась, ведь авторы, кажется, сами не знают, что сказать. Если это история о всепобеждающей силе мечты, то почему Ира так ничего и не добивается? Если о поиске себя – то где результат этого поиска? Если о творчестве, то почему история с театром обрывается, не получив никакого продолжения? И, все-таки, почему здесь так важен образ блондинки, в которую Ире все время советуют перекраситься? Кажется, в этом случае смысл снова заменили нераскрытым символом, как и во всем остальном фильме.