КИНО-ПАНК

Про великого и несменяемого царя: «Три богатыря и конь на троне»

«Три богатыря и конь на троне» — продукт давно известной франшизы. Ну, казалось бы, делает студия детские мультики уже не первый десяток лет: что тут можно обсуждать? Но Мария Михайлова обнаружила, что за незамысловатой анимацией скрывается весьма интересный и спорный подтекст.

Конечно, сама почва франшизы благоприятна для поиска скрытых смыслов: это же старорусские мотивы, смешанные с шутками на современные темы, гаджеты, культурные особенности. В «Трех богатырях» и раньше искали подтексты, иногда логичные и оправданные, но иногда и надуманные. В новом же мультфильме подняты настолько актуальные вопросы, что они не могут не зацепить. А именно: про российскую власть.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Основа сюжета такова: говорящий конь Юлий, мечтая оказаться на месте Киевского князя, с помощью волшебного цветка устраивает перенос тел. Этот твист начинает цепочку событий под названием «что будет, если государством будет править самозванец». В нынешнюю, очень острую с политической точки зрения, эпоху в России, тема эта очень острая, и даже немного опасная. Вот только как это можно воспринимать?

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Многие прочитали сюжет с «подменой» царя, как оппозиционную иронию: мол, власть несменяема, и вопрос «если не он, то кто» актуален, как никогда. И увидели доказательство своей позиции в том, что и конь, и князь, в общем-то, одинаковые простаки, просто оказались по разные стороны баррикад. Но ирония в том, что если раньше над князем подсмеивались, то именно в этом мультфильме его показывают с иной стороны. Теперь он обманутый честный парень, добрый отец и мудрый воевода. Из присущих князю черт оставили только его изнеженность, но она присутствует лишь как комедийный элемент и не оказывает значительного влияния на сюжет. А вот конь Юлий как был болваном, так им и остается. Управление государством ему не по мозгам, им движет сугубо желание оказаться у власти, «побыть царем». Он пытается заниматься урбанизацией и внутренним развитием Киева (тоже известная претензия к действующей власти), но не справляется, а все портит. Пытается подружиться с «западными соседями» тевтонцами, но Киев чуть не захватывают. Тоже знакомые мотивы, не правда ли?

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Кажется, что все-таки создатели мультфильма не аккуратно спрятали издевку над режимом, а напротив, поддержали его. Князь есть князь: он не должен быть на чужом месте, и никто не должен занимать его трон. Только он знает, как управлять государством, разруливать конфликты и вдохновлять своих подданных. А всякие там «кони» должны заниматься своими делами.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Кадр из мультфильма «Три богатыря и конь на троне»

Есть в мультике и другие интересные отсылки. Например, Алеша Попович, самый юный и неопытный из богатырей, поддается «западному влиянию»: начинает читать «комиксы» про древнегреческих героев. И совсем забывает про наши корни (в контексте мультфильма – болотные монстры-пни), уверовав, что в избушке поселилась Лирнейская гидра. И здесь мотив понятен: в России навалом своих персонажей, чужие образцы для подражания в виде Геракла нам не нужны. Вот только забавляет, что сам мультфильм под завязку напичкан «диснеевскими» приемами и шутками. Изобрели их не русские, но они работают – а зрители все же должны быть довольны.

Возможно, впрочем, это все неправда, и невероятно тонкая авторская ирония все же спрятана под слоями смыслов. Но если в детском мультфильме эта позиция не считывается даже некоторыми взрослыми – то для кого он сделан?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018