Кино-панк

Застоявшийся мир глухой российской провинции: «Простой карандаш»

Режиссер Наталья Назарова выпустила новую картину «Простой карандаш» — драму об одиночках, которые способны изменить мир. Мария Михайлова рассказывает, почему фильм получился очень искренним, важным, и как он говорит о том, что касается каждого из нас.

Действие «Простого карандаша» переносит зрителя далеко за пределы обжитой и комфортной зоны страны в глушь маленького поселка, в котором вместо многоквартирных домов – двухэтажные деревянные постройки, а вместо перспектив и надежд – полное равнодушие всех его обитателей. Антонина приезжает сюда вслед за своим мужем: неподалеку стоит СИЗО, где он, талантливый художник, отбывает наказание по сфабрикованному делу, а по факту – за свои политические убеждения. Антонина – тоже художница, поэтому, приехав в поселок, она устраивается в местную школу учителем рисования. И начинает борьбу – тихую и явную – за то, чтобы пробудить в душах детей любовь к жизни и умение видеть красоту даже там, где это кажется невозможным.

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Работая над фильмом, Наталья Назарова работает сразу с тремя уровнями: общественно-политическим, социально-бытовым, и, наконец, со внутренним, духовным. Взаимодействуя, эти уровни приводят зрителя к одному серьезному, но вместе с тем легко считываемому выводу: каждый человек – это и есть тот самый «простой карандаш». В зависимости от таланта и воли, рисующий узор, который может изменить целую картину.

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Кадр из фильма «Простой карандаш»

На внешнем, политическом уровне таким «карандашом» становится муж Антонины Сергей, который, на первый взгляд, играет в фильме эпизодическую роль. На деле же перед аудиторией возникает собирательный образ-портрет одиночки, который борется за изменения в своем государстве. Обреченный на то, чтобы быть в итоге сломанным властью, художник все же вступает в этот неравный бой, рисуя свою линию и узор, пока это возможно, потому что чувствует в этом свое трагическое, но совершенно ясное предназначение. На этом уровне «Простой карандаш» очень четко попадает в общественную повестку в связи с делом Серебренникова и другими, в частности, касающимися деятелей искусства. Но важно, что образ Сергея – не выпад и не реакция, а общий, вневременной и потому всегда актуальный символ противостояния интеллигенции и власти. Важно, что сценарий «Карандаша» был готов еще до волны «московских дел» — поэтому получилось, что не фильм указывает на проблему, а сами события как бы подтверждают его идею.

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Кадр из фильма «Простой карандаш»

На социально-бытовом уровне «простыми карандашами», конечно, названы жители поселка, в котором поселилась Антонина. И здесь Наталья Назарова создает очень точный, художественно верный образ мирка, в котором живут люди без надежд и возможностей. Почти все из них, в попытках справиться с чувством безнадежности, натренировались смотреть на мир и свою жизнь равнодушным взглядом – не радуясь добру, не препятствуя злу. Потому-то и местного малолетнего хулигана Мишу, а также его брата, который вот-вот выйдет из тюрьмы, даже не пытаются остановить, а всех остальных детей – воспитывать: какая разница, они научатся жизни сами. И потому дети впитывают знания о жизни на том же уровне, что и их родители. Они не видят чего-то большего, чем быт и всеобщая потерянность – до того, как в их жизни не появляется Антонина. Так со зрителем начинают вести очень важный разговор о пользе грамотной и человечной педагогики. Героиня проводит с ребятами занятия, ориентированные не на освоение школьной программы, а на понимание жизни, на умение видеть мир, человека и то, что обычно остается незаметным для того, кто погряз в земных мыслях. В том, как внимательно и любовно фильм фокусируется на занятиях с детьми (очень искренние, несыгранные диалоги, реальные преподавательские приемы для развития творческого мышления, длинные, неторопливые кадры), ощущается, как для создателей картины важна мысль о том, что школьный учитель – один из самых важных людей в жизни ребенка. Все школьные эпизоды без надрыва и ненужного пафоса служат все той же, главной, идее о «простом карандаше», который может создать что-то прекрасное, даже если упал с заводского станка и потерялся где-то в куче опилок: стоит ему только оказаться в руках мастера, знающего свое дело.

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Кадр из фильма «Простой карандаш»

О поисках того самого «своего дела» говорит самый личностный уровень фильма. Антонина, непримечательный в мире искусства художник (хотя бы на фоне более талантливого Сергея, которым она искренне восхищается), вдруг обнаруживает, что она нужнее в другом месте. Не в мире петербургской богемы, не на выставках в Европе, и даже не рядом со своим мужем, хотя изначально именно за ним, подобно жене декабриста, она едет в деревню – а в маленькой сельской школе, среди детей, которые даже не подозревают, как много они могут. Антонина, как любой человек, едва нащупавший свой путь уже в зрелом возрасте, не сразу справляется со своим призванием – и Наталья Назарова считает важным подчеркнуть это. Героиня проходит через обиды, ложные желания, порывы все бросить – и все-таки остается. Потому что вовремя понимает, что она одна из тех героических одиночек, которым нужно пытаться сдвинуть застоявшийся мир глухой российской провинции. Хотя ее, как и мужа, как и всех таких же пассионарных одиночек, вряд ли ждут хэппи-энд и слава, Антонина – тот самый «простой карандаш», который легко не сломается.

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Кадр из фильма «Простой карандаш»

Наталья Назарова вместе с командой создала многослойный и непростой, но понятный, гармоничный и, несмотря на мрачность темы, очень светлый и добрый фильм. Отдельную фактурность повествованию придает отличная операторская работа: внимательная к природе и лицам, чуткая и спокойная. Выбранная для съемок локация в маленькой карельской деревне как бы подтверждает авторскую мысль о невидимой красоте, которая прячется даже в самом унылом пейзаже. С визуальной точки зрения картина получилась не менее естественной, чем ее сюжет и для «Простого карандаша» это особенно важно. Именно благодаря отсутствию даже минимальных «художественных отступлений» он стал фильмом, в котором каждая деталь наполнена смыслом, и в котором все они дополняют друг друга в одной простой идее: каждый из нас – «простой карандаш». Но каким именно он будет?

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018