Кино-панк

Мечта, до которой страшно дотянуться: «Проксима»

Французская режиссер и сценарист Алис Винокур выпустила на свет картину «Проксима», посвященную женщинам и космосу. Мария Михайлова рассказывает, как фильм решает одну из самых сложных проблем выбора между мечтой и семьей.

Зритель, который купит билет в кино, не изучив трейлер или информацию о фильме, поначалу может почувствовать себя немного обманутым. На экране его ждет не скай-фай, а вполне земная, человеческая драма. Герои не летят в космос, а только готовятся к полету. Но именно этот этап подготовки, мучительно-переходное состояние ожидания, становится главным предметом интереса режиссера.

Кадр из фильма «Проксима»

Кадр из фильма «Проксима»

В центре картины – Сара Лоро (Ева Грин), космонавт и мама. Полет на МКС стал мечтой всей ее жизни: она мечтает о звездах с детства, неистово готовится, всеми силами пробивая себе путь наверх. Ее усилия окупаются – Сара становится участницей новой космической экспедиции. Героиня начинает интенсивно готовиться к полету, но вдруг осознает, что с каждым днем все сильнее и сильнее привязывается к Земле. Ей придется на очень долгое время оставить свою дочь, доверив ее бывшему мужу – и именно любовь к ребенку становится для Сары важнее всего, даже значимей, чем полет в космос.

Кадр из фильма «Проксима»

Кадр из фильма «Проксима»

Алис Винокур разбирает отношения матери и ее восьми-девятилетней дочери очень трепетно и трогательно, фокусируясь на деталях, которые составляют ту невидимую связь двух кровно близких людей. Обе героини проживают все этапы расставания очень естественно, по-человечески. Сначала они делают вид, что ничего не происходит: Сара активно занимается подготовкой, пытаясь не замечать, что в жизни скоро все изменится, а ее дочь впадает в какую-то апатию и старается скрывать свою растерянность. Потом, когда космонавтка уезжает в закрытый городок «Звездный», оставив дочь с отцом в Европе, начинается долгий, мучительный период с попытками совмещать две жизни: ту, которую вскоре придется оставить, и та, к которой неумолимо ведет время. Девочка перестает скрывать свою обиду, и она вырывается наружу с истериками и попытками спрятаться от всех; мать из последних сил пытается продумать будущее своего ребенка и настроить алгоритм жизни для бывшего мужа (она должна учить математику, ей нужно найти друзей, вот здесь лежит ее аптечка). Важно, что режиссер сделала разлуку Сары и дочери ощутимой на физическом уровне. У женщины вдруг инфицируется прививка, и рана все никак не заживает, несмотря на то, что ее постоянно обрабатывают и накладывают повязку за повязкой самые опытные медики. А ее дочь, обычно аккуратная и тихая девочка, вдруг падает с велосипеда и ломает руку. Так, через видимые повреждения и болезни проявляется внутренняя, невероятно глубокая боль между ребенком и родителем, который не просто уезжает надолго и далеко, а покидает Землю.

Кадр из фильма «Проксима»

Кадр из фильма «Проксима»

Большое внимание в картине сфокусировано и на самой жизни космонавтов: изнурительная подготовка, дух соперничества, товарищество, которое пока только зарождается, но которое обязательно должно быть (без него невозможно жить в космосе) – все пропитано ощущением чего-то неизбежного и даже принудительного. Сара, которая всю жизнь мечтала о полете в космос и наслаждается каждой своей победой над собой, едва справляется с давлением, которое вынуждена преодолевать каждый день. Ее мечта становится почти проклятием, планкой, поднятой так высоко, что до нее даже страшно тянуться. Кроме того, и здесь Алис Винокур сконцентрировала внимание на том, что главная героиня – женщина. В силу меньших физических возможностей Саре не только приходится делать в два раза больше усилий, чем двум другим членам экипажа, но и преодолевать психологический барьер: сочувствующие взгляды, легкую иронию, неверие в ее возможности и силы. С этой точки зрения картина очень легко входит в актуальную повестку феминизма, но в данном случае «женский разговор» выглядит серьезным и оправданным – назвать фильм просто «данью моде» было бы совершенно неверным.

Кадр из фильма «Проксима»

Кадр из фильма «Проксима»

«Проксима» получилась по-французски тонкой, деликатной работой с по-русски сильным и мужественным посвящением (хотя бы потому, что большая часть действия происходит в России, а кумир Сары – Валентина Терешкова). Эта картина – в первую очередь о женщинах и матерях, но режиссеру удалось сделать ее простой, понятной и трогательной, наверное, для большинства зрителей, которые ее посмотрят.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018