Фильм «Птица», ставший для Ксении Баскаковой режиссерским дебютом, несколько задержался на пути к широкой аудитории. Картина уже объездила полмира, став участником (и призером) множества кинофестивалей, в том числе и международных, но официальная премьера состоялась только 18 мая этого года. Подходящая фильму весенняя дата.
Где-то недалеко от Петербурга – по всей видимости, в Кронштадте – в туберкулезном диспансере (какая ирония!) происходит встреча, последствия которой коснутся многих жизней. Катя (Евдокия Малевская) не по годам серьезна, Олег (Иван Охлобыстин) не по возрасту весел. У девочки Кати сложные отношения – с матерью, ее новой семьей, соседями по палате, главврачом и всем миром. У Олега тоже все непросто, но – с алкоголем, прессой и личной жизнью. У него – кризис среднего возраста. У нее – кризис подростковый. И оба они, несмотря на внешнее благополучие, находятся в конфликте с реальностью. Спасением от которой может быть только бегство в мечту.
Или сказку. Красочную. Местами – смешную, временами – страшную. Сказку с исключительно положительными главными героями. Волшебными существами. Каким-нибудь коварным злодеем. Парой симпатичных персонажей-помощников. Моралью. И обязательно – желательно – ну пожа-а-алуйста – хэппи-эндом.
Катя и Олег – чуть противоречивые, но в целом совершенно привлекательные герои. Эдакие Матильда и Леон – только без киллерского антуража (и цветка). Эта странная, обаятельная парочка попадает в курьезные, забавные ситуации, но за героев не стоит беспокоиться, ведь, как пели Beatles, «я все преодолею с помощью друзей». Даже злодей, если его можно так назвать, не представляет реальной угрозы: он скорее смешон, чем страшен, а ведь неврастеник при деньгах и власти должен быть персонажем опасным. Однако не стоит и расслабляться: угроза, как это часто бывает, исходит изнутри самих героев – и разговор не только о душевном дисбалансе. Напомню вам и себе (потому что в какой-то момент об этом начинаешь забывать): Катя и Олег больны туберкулезом.
Если говорить о сказочных созданиях, то в фильме – это, безусловно, Катя. Чувствуется, оператор и режиссер знают, что заполучили актрису с волшебной, совершенно неземной внешностью, а потому пользуются этим, всячески подчеркивая физическую (и через нее – духовную) чужеродность героини окружающему ее миру.
Вообще акцент в фильме сделан на визуальной составляющей, она же – носительница дополнительных смыслов. Придать цветам символичность – ход несколько очевидный и прямолинейный, но он работает. Примечателен в этом отношении диалог главных героев, когда Олег объясняет девочке прописную – но для подростков не всегда очевидную – истину: мир не делится на черное и белое, каждый сам выбирает палитру своей жизни. После этого эпизода палитра фильма становится богаче – меняется одежда героев, а больничный белый постепенно расцвечивается многообразием оттенков. И чем крепче дружба, тем ярче, сочнее краски. Есть в «Птице» что-то от Уэса Андерсона – с его цветовой насыщенностью, характерными перемещениями кадра и культом абсолютной симметрии. Еще – ноткой абсурда.
Воспринимать этот фильм надо как сказку. Ведь к сказке требования иные. Ее не упрекнешь в предсказуемости и пунктирности сюжета, не обругаешь за брошенные на середине истории и недоразвитые повествовательные линии. И не спросишь, почему на экране происходят выдаваемые за реальную жизнь чудеса. Потому что фея палочкой взмахнула.
Вас устраивает такой ответ? Меня – вполне.