Написать злобный критический отзыв о фильме достаточно просто: первым делом необходимо сравнить режиссера с криворукой какашкой, а исполнителя главной роли — с камнем; во втором пункте отметить примитивность диалогов и добавить замечание про небрежную операторскую работу. Вот и весь рецепт. Значительно труднее понять и полюбить картину, простить ей кинематографические просчеты.
“Птицекалипсис” не понял практически никто. Оценка 2,7 лучше путеводной звезды указывает на узколобость и жестокосердность мировой публики. Понятно, сюжет блещет минимализмом; успешный продавец и очаровательная модель, которая удостоилась чести демонстрировать нижнее белье сверхизвестной фирмы, становятся свидетелями глобальной катастрофы — нападения полчища птиц на провинциальный город. Птицы ведут себя слегка неадекватно: блюют, царапаются крыльями и выдирают глаза представителям человеческой расы. Герои благоразумно решают, что оставаться дома непрактично и небезопасно, и отправляются в длительное дорожное путешествие на многоместном фургоне.
Теперь же обратимся напрямую к шутникам, иронично порицающим “Птицекалипсис”, и деликатно узнаем, не возникло ли в их головах мысли, что фильм кажется неказистым и дешевым только оттого, что уподоблен притчи о скитаниях изгнанных из собственного дома жертвах природы. Приходится настаивать на том, что рассматриваемый фильм именно притча, потому только в данном иносказательном жанре допустимо пренебрежение деталями и качеством изложения. Складывается ощущение будто бы режиссер Джеймс Нгуйен, никогда ранее не снимавший кино, неожиданно осознал, насколько важны экологические темы, схватил перо и настрочил историю полную эмоций и логических шероховатостей.
После просмотра неизменно возникнут вопросы, зачем в кадре появлялись те или иные персонажи? Например, мать главной героини, которая слепила пару пирогов и посоветовала верить в себя; или парень, выпрыгнувший из леса, объявив, что среди ветвей его дом. Скорее всего Нгуйен вписал их в сценарий, руководствуясь режиссерским чутьем, предполагая, будто бы каждая эпизодическая фигурка расширит вселенную “Птицекалипсиса”. Второстепенные вопросы о качестве визуальных эффектов подробно рассматривать не станем. Кому что не понравилось? Птицы похожи на птиц? Да! Прорисовывать каждое перышко, лапку и прочее — удел тех, кто не надеется на красоту сценария. Тема закрыта.
Позабудьте Хичкока с его дрессированными чайками. Мода XXI века принуждает забыть, как о форме, так и о содержании, главное в искусстве — необычность подхода.