КИНО-ПАНК

Расползающаяся стряпня: «Точка кипения»

На российские экраны вышла «однокадровая» картина о гастрономическом искусстве и страстях, которые превращают кухню ресторана в котел страстей, конфликтов и самоотверженной работы. О том, каким получился фильм «Точка кипения», рассказывает Мария Михайлова.

Стивен Грэм (Томми из «Большого куша») исполняет здесь главную роль. Выбор актера на передний план — пожалуй, самое удачное решение фильма. Шеф-повар именитого ресторана — бесконечно уставший, нервный алкоголик, разрывающийся в попытках спасти семью и работу, и проваливающийся по всем фронтам. Его драма выгоревшего трудоголика откликнется многим — но она не будоражит. Как и фильм в целом, несмотря на его отчаянные попытки превратить повествование в коктейль эмоций.

Кадр из фильма «Точка кипения»

Кадр из фильма «Точка кипения»

Здесь хорошо заметно желание авторов сделать кино динамичным и стремительным. И кажется, все для этого есть — и сложная съемка одним кадром, и тема «адской кухни», и обилие персонажей со всеми возможными типажами. Вот только картинка все время разваливается, никак не хочет собраться в единое целое, а ритм постоянно сбивается.

Возможно, все дело в количестве диалогов, которые рушат весь реализм кухонной жизни. Зрителю хотят показать ресторан в режиме «цейтнот», и достаточно посмотреть пару банальных кухонных шоу, чтобы знать — в такой ситуации у персонала нет времени даже на односложные разговоры. Фильм же постоянно снижает фактический накал в пользу внутренних метаний — и становится почти нелепым. Посидеть за столиком у пришедшего друга-критика, собрать планерку на кухне во время полной посадки, отвлекаться на грустные мысли и телефонные звонки — шеф успевает сделать все, кроме работы, и даже непонятно, от чего же он все-таки устает.

Кадр из фильма «Точка кипения»

Кадр из фильма «Точка кипения»

Сумбурно и неполно раскрываются остальные участники действия. Некоторым персонажам уделено не более 5 минут экранного времени. Только к концу фильма приходит понимание, что все, кроме главного героя здесь — лишь антураж, социальные наброски для общего фона. Истории героев не соединяются в гармоничный пазл, а создают невнятный шум: для чего в картине мойщик-наркоман? А молодой стажер с порезами на руках? Все эти люди — слишком фактурные, чтобы быть на втором плане, но почти не раскрываются, оставляя послевкусие сырого, непродуманного сценария.

Не добавляет спокойствия и стиль съемки — ручной и непрерывный, не дающий зрителю «выдохнуть». Особенно изматывает то, что он создает напряжение ради напряжения, насильно фокусирует внимание там, где зритель предпочел бы ненадолго прикрыть глаза. Впрочем, это оправданно — если создатели хотели довести до «точки кипения» не главного героя, а свою аудиторию.

Нереалистичная драма, неполные характеры, нервная съемка. Неудивительно, что сформулировать увиденное — трудная задача. То ли перед зрителем разыграли трагедию в инди-стиле, то ли сняли зарисовку кухонной жизни, то ли просто побаловались с характерами и создали то, что создали. Но даже импровизация может впечатлить и впечататься в память. А «Точка кипения» не смогла этого добиться.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018