КИНО-ПАНК

Расследование, которое не стоило начинать: «Пелевин»

Виктор Пелевин – наверное, самый загадочный русский писатель современности. Он не дает интервью, не появляется в публичном пространстве, но продолжает выпускать книги с завидной периодичностью. Кто же он такой? В этом постарались разобраться авторы документального фильма «Пелевин». Мария Михайлова выясняет, что же интересного им удалось обнаружить.

Вся картина сплетена из элементов реальности и фантазии: кадры расследования режиссера Родиона Чепеля перемежаются с мультипликационными вставками. Такой подход хорошо отражает сам феномен человека-мифа. Он точно есть, и мы про него многое знаем. В сети есть несколько старых фото, известен почти точный адрес дома и школа, в которой учился Пелевин. Есть его знакомые – близкие и дальние, с которыми можно поговорить. Но при этом никто не знает, где находится писатель сейчас, с кем поддерживает контакт, что планирует писать – и вообще делать дальше.

Кадр из фильма «Пелевин»

Кадр из фильма «Пелевин»

Родион Чепель применяет, кажется, все способы для разгадки тайны Пелевина. Он «перевоплощается» в него, как в персонажа, чтобы прочесть отрывки из редких интервью. Он находит и разбирает все ключевые для писателя локации, проходит весь известный биографический путь Пелевина от начала до конца. И, конечно, разговаривает с теми, кто знал его – с детства, студенчества, взрослых лет. В интервью участвуют как малоизвестные фигуры – школьные друзья и приятели по увлечениям, так и весьма заметные – Алена Долецкая, Галина Юзефович.

Но вот парадокс: въедливо разбирая жизнь и творчество Пелевина, фильм как будто все больше отдаляется от него, как от цельной фигуры. Настоящий писатель будто растворяется за всеми этими подробностями, как растворился и в реальной жизни.

Кадр из фильма «Пелевин»

Кадр из фильма «Пелевин»

Складывается ощущение, что это расследование и начинать не нужно было: отвечая на вопросы о тонкостях, картина теряет главную задачу – объяснить, зачем и где спрятался самый загадочный автор России. Родион Чепель разыгрывает сценки и добавляет в повествование ненужный юмор, стремясь разнообразить кадры, за которыми скрывается пустое переливание фактов. Оттого и результат выглядит неубедительным, как бы зрителя не старались развлекать анимацией, редкими фото и цитатами Пелевина.

Кадр из фильма «Пелевин»

Кадр из фильма «Пелевин»

Увы, чуда так и не случится: окончательно выдохнувшись к концу своего расследования, авторы придут к выводу, что говорить о писателе и незачем. В кадре появится Галина Юзефович, недоумевающая: «Зачем искать Пелевина? Кажется, он полностью выражает себя посредством книг». И правда, литература Виктора Пелевина всегда держится за реальность и не переходит в вымышленную вселенную целиком: в ней отражены актуальные проблемы и события, вполне приземленно выглядят герои, а в диалогах недвусмысленно сквозит авторское мнение по поводу происходящего в мире.

Вот и сам Родион Чепель сдается и признает, что Пелевина не нужно искать и «открывать». При всей своей закрытости это один из самых внятных и откровенных с читателем авторов. Отличный вывод – но к чему тогда расследование? Открывая простую истину зрителю, фильм как будто расписывается в собственной ненужности и преображается из дерзкого расследования в скучный сборник фактов наподобие выпуска ЖЗЛ. То ли любовь к писателю не позволила режиссеру отказаться от идеи снять про Пелевина фильм, то ли бесполезность замысла вскрылась слишком поздно – но картина кажется вымученной, доведенной до конца с заведомо потерянной интригой. В случаях, когда речь идет о реальной фигуре, а не выдуманном персонаже, нужно что-то живое и особенное. Необычная подача и даже обилие собеседников не способны сделать зарисовку – расследованием.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018