Кино-панк

Расстрел в Новочеркасске в объективе Кончаловского: «Дорогие товарищи!»

Андрей Кончаловский выпустил новую работу, признанную критиками в Венеции и получившую специальный приз жюри. Это фильм «Дорогие товарищи!», посвященный событиям забастовки и массовых расстрелов в Новочеркасске. Мария Михайлова рассказывает, чем запомнится новая картина одного из самых значимых русских режиссеров современности.

Последние два года, несмотря на сложности в индустрии кино и в мире вообще, получились у Кончаловского очень плодотворными и яркими. В 2019 году на экраны вышел «Грех» — филигранно отснятый, живописный, человечный и уважительный фильм о творческих муках Микеланджело. Сейчас режиссер затронул совершенно новую эпоху и тему, создав «Дорогие товарищи!» — картину, которая уже сейчас признана критиками и получает большую поддержку от зрителей. Он стал первым режиссером, который осмелился снять кино о Новочеркасском восстании – очень непростом эпизоде в жизни страны. Поэтому становится совершенно ясно, что творчество Кончаловского нужно изучать внимательно и тщательно.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

В современной России фильмы Кончаловского – в некотором смысле уникальное явление. Режиссеру удается поговорить со зрителями о совершенно разных, непохожих проблемах – все его фильмы легко отделимы друг от друга и не сливаются в единое пятно «любимой темы автора». Также для многих он – своего рода ученик и продолжатель Тарковского: тут можно вспомнить их общую работу над «Андреем Рублевым». И, конечно, Кончаловский снимает очень яркое, характерное кино с ощутимым размахом и высоко поставленной планкой — и глубины, и качества. Поэтому у режиссера накопился довольно серьезный «кредит доверия». Его продюсирует Алишер Усманов, его картину «Грех» преподнес В.В. Путин Папе Римскому – но пока что режиссера не хотят (да и не могут) обвинять в продажности. Очень приятно, что картина «Дорогие товарищи!» поддерживает этот положительный образ. Хорошо, что в современной России, кажется, есть свой национальный режиссер, чье творчество поддерживают и любят вполне заслуженно.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

«Дорогие товарищи!», как и другие фильмы Кончаловского, отличается очень выверенным погружением в эпоху. И дело не только в том, что картина черно-белая, не только в продуманных декорациях и диалогах, но и в том, что здесь отлично прописаны портреты. Здесь есть и горящие коммунизмом партийные работники, и цинично предприимчивые политические «дельцы», и бывшие белые офицеры, хранящие в тайнике икону, и, конечно, простые рабочие, которые живут, радуются, боятся и злятся. В картине столь высока человечность, что даже историческая точность становится не так важна. Впрочем, Кончаловского нельзя обвинить в неточности – он привык с большим вниманием относиться к фактам, поэтому ему хорошо удается все, что связано с историей и прошлым.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Показать Новочеркасскую трагедию полно, точно и максимально наглядно – безусловно, одна из главных задач «Дорогих товарищей». Но ключевую роль здесь играет личная трагедия. Показывать общее через частное – большой талант Кончаловского, и он часто пользуется им: это видно, например, по картине «Рай». И здесь режиссер сделал центральной фигурой повествования образ матери (Юлии Высоцкой), которая потеряла свою дочь, потерявшуюся во время забастовок и расстрелов. Этот образ сам по себе – необычайно силен и страшен, пользоваться им нужно с большой осторожностью, чтобы не удариться в пафос или чрезмерную трагедию. У Кончаловского получилось передать трагедию матери естественно и сильно, избежав клише и упрощающих приемов. С ролью отлично справилась Юлия Высоцкая – она смогла передать всю глубину портрета своей героини. Потрясающе показана трансформация из идейной коммунистки, верившей в идеи Сталина, доверяющей своему правительству, в испуганную, отчаявшуюся женщину, которая потеряла смысл, потеряв ребенка, которая столкнулась с вопиющей жестокостью от мира, который так любила и в который так верила.

Именно через образ главной героини и становится понятна идейная канва фильма, его атмосфера, настроение, авторское отношение. И самое важное, что даже при четком позиционировании (восстания – это страшно, жесткость страны к своим жителям – это ненормально, вера в светлые политические идеалы – это ненадежно), в «Дорогих товарищах!» нет фатализма или вердикта. Есть только сочувствие, тоска, боль и надежда. Особенно надежда – порой кажется, что на ней зиждутся почти все фильмы Кончаловского.

Лучшие истории о кино в нашем Telegram!

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018