КИНО-ПАНК

Не то чтобы совсем провал, но и не вершина: «Рассвет»

За последние несколько лет слова «российский фильм ужасов» стали устойчивым понятием, обозначающим самостоятельный жанр хоррора. Жанр этот воспринимается с плохо скрываемой иронией и даже издевкой и вызывает, как правило, скепсис. Можно сказать, что у него сложился свой круг поклонников, потому что «так плохо, что уже хорошо». Правда, они смотрят эти фильмы не ради острых ощущений, а ради смеха и не идут, конечно, в кинотеатр (зачем тратить деньги?), а дожидаются появления в сети.

Такая ситуация раззадоривает молодых режиссеров, которые из тщеславия или в надежде на стремительный карьерный взлет берутся за подобные проекты. Их можно понять: стать первым российским режиссером, снявшим по-настоящему крутой, атмосферный хоррор, сломать стереотипы, войти в историю — заманчивая перспектива.

Кадр из фильма «Рассвет»

Кадр из фильма «Рассвет»

Фильм «Рассвет» в историю не войдет. Потому что он не лучший и не худший, не то чтобы совсем провал, но и не вершина. Где-то по середине, а середнячки, к сожалению, не запоминаются. Даже немного обидно за фильм, ведь в нем как будто есть все: свет (и цвет), декорации, иногда оригинальные художественные решения в совокупности производят хорошее (если это определение уместно в случае фильмов ужасов) впечатление, а некоторые кадры и вовсе вызывают исключительное эстетическое удовольствие. В общем, комплименты и режиссеру, и оператору. Только разве для этого мы смотрим фильмы ужасов? Вопрос риторический.

Кадр из фильма «Рассвет»

Кадр из фильма «Рассвет»

Окей, томительные паузы, обманки, нагнетание обстановки, устрашение звуком — все присутствует. Список дел на подготовительном этапе включал просмотр всех классических хорроров и чтение статьи «Как снять фильм ужасов» на WikiHow. То есть как режиссер Павел Сидоров проявил осведомленность об опыте коллег, знание основных кинематографических приемов, характерных для жанра, изобретательность. Он прилежно поработал над картинкой — она удалась — а знаете, о чем забыл? О сюжете.

Если припомнить российские фильмы последних лет (фильмы вообще, а не только хорроры) можно сделать один неутешительный вывод: бездарность сценария — главная проблема большинства из них. Непоследовательные в своих действиях герои, невыносимые характеры, ужасающие диалоги, отсутствие логики и зияющие сюжетные дыры.

Фотография со съемок фильма «Рассвет»

Фотография со съемок фильма «Рассвет»

В «Рассвете» сюжет представляет собой набор плохо связанных друг с другом «моментов» — связь между ними чаще всего сводится к ограниченному кругу лиц, вовлеченных в действие. Персонажей в фильме меньше десяти, при этом только у четверых экранного времени больше пяти минут. Казалось бы, если центральных персонажей не так много, то тщательно прописать их характеры — задача вполне осуществимая. Ай, черт с ними, персонажами, хотя бы злодея продумать можно? Вопрос опять же риторический.

Фотография со съемок фильма «Рассвет»

Фотография со съемок фильма «Рассвет»

Кстати, злодей — Угомон, позаимствованный у Маршака, искаженный, очевидно, для того чтобы испортить детские воспоминания о невинном стихотворении — к этим четверым не относится. К нему вообще очень много вопросов, на которые вы не получите ответы, потому что вы его увидите всего пару раз за фильм (и парень он неразговорчивый), а другие персонажи легенду о нем толком рассказать не в состоянии. Как, собственно, и о самих себе. Они кидают друг в друга реплики, иногда откровенно невпопад. Например, Кириллу (Ургант на минималках) достались реплики настолько нелепые, пересыпанные шутками из категории «за триста», что невозможно отделаться от мысли: «Он точно умрет первым». Проверьте, кстати, спойлер это или нет. Света — главная героиня, за которую по идее все зрители должны переживать, — не вызывает никаких чувств, кроме желания покормить. Зато самым симпатичным героем становится Виталий, просто потому что он почти не говорит.

После знакомства с такими сценариями начинаешь жалеть, что эра немого кино подошла к концу.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018