КИНО-ПАНК

Сказ о том, как квартирный вопрос испортил Ха Су-ён: «Револьвер»

Недавно мы писали о скором выходе фильма «Револьвер» — южнокорейском неонуаре о мести бывшей полицейской. Тогда был поставлен вопрос: понравится ли российскому зрителю специфическое азиатское кино, пусть и в хорошо узнаваемом жанре? Скорее всего, ответ положительный. Вот только «Револьвер» оказался не так прост, как показался на первый взгляд. О тонкой иронии и отсылках, выглядывающих из-за стандартного триллера, рассказывает Мария Михайлова.

Полицейская Ха Су-ён выходит из тюрьмы, отсидев срок за преступление, которого не совершала. Она согласилась на авантюру: прикрыть своего начальника и возлюбленного, замешанного в сговоре с мафией. Она «сознается» в получении крупной взятки, в обмен на что ей обещают денежную компенсацию после выхода на свободу. Конечно же, когда женщина покидает тюрьму, ей ничего не возвращают, а бывший начальник уже не сможет ничем помочь – он загадочно погиб еще до ее освобождения. Совсем одна, без гроша в кармане, Ха Су-ён начинает методично доискиваться правды с целью вернуть квартиру и, наконец, получить свои деньги.

Кадр из фильма «Револьвер»

Кадр из фильма «Револьвер»

Вначале фильм кажется почти медитативной детективной драмой, где на первый фон выходят неспешные диалоги героев — их дисциплинированно по очереди посещает Ха Су-ён. Саспенс нагнетается лишь ближе к концу, а подаренный револьвер выстреливает почти в самом финале. Картинка только дополняет ощущение тягучей размеренности: приглушенные тона, пейзажи, тихие квартиры и монастыри. Классический нуар – жанр, где серьезность, пессимизм и тягостные раздумья выходят на первый план. И, кажется, что в «Револьвере» все этому жанру соответствует. Все, если бы не…

Кадр из фильма «Револьвер»

Кадр из фильма «Револьвер»

Ошеломляющая глупость главной героини. При ближайшем рассмотрении Ха Су-ён вдруг оказывается не хладнокровным воином правды, а жадной, недалекой и довольно неопытной в криминальных делах женщиной. Начиная с момента, когда она ввязывается в авантюру, которой можно было легко избежать и заканчивая испытаниями, которые можно было не преодолевать, женщина демонстрирует недальновидность в сочетании с исключительным упрямством. Ее идиотизм особенно восхищает в сцене, где Ха Су-ён самоотверженно выпивает бокал с кровавой слюной, чтобы получить от местного мафиози сумку с той самой якобы компенсацией. Проверить содержимое сумки перед тем, как участвовать в споре, героиня не догадывается. Как не догадывается и о многом другом, хоть ее расследование каким-то чудом продолжает двигаться вперед по сюжету.

Кадр из фильма «Револьвер»

Кадр из фильма «Револьвер»

Ха Су-ён фартит: ей помогают бывшие коллеги, дают ей деньги, направляют и сочувствуют, хотя, формально, ничто не мешает женщине просто начать новую жизнь. Но она не сдается и с каменным лицом, несгибаемо движется к своей цели – деньгам. Ее единственная и главная мотивация – не месть за смерть любимого, не торжество закона, а желание обогатиться и вернуть квартиру. Именно это полное отсутствие высоких помыслов намекают: что-то здесь не так. И действительно, кажется, мы имеем дело не с нуаром, а с тонкой постмодернистской пародией на жанр.

Кадр из фильма «Револьвер»

Кадр из фильма «Револьвер»

За маской серьезности и внешнего попадания в привычные рамки скрывается потрясающая сатира на сложившийся образ благородного мстителя. Того, кто на самом деле мечтает о вполне земных вещах, а не о восстановлении справедливости. Того, кто без сомнения готов продать полицейский долг. Того, кто дружит с тем, с кем придется, даже если знает, что его регулярно предают. Осознание этого жанрового обмана приходит только к сцене, когда герои (все, как на подбор, подонки) встречаются на тихой горной дороге и пытаются выяснить, кто из них беспринципнее. В этот момент фильм перестает держать серьезную мину и превращается почти в комедию. Эта резкая смена настроения – еще одна подсказка: мы смотрим не неонуар, а ироничное высказывание на тему обывательского героизма и его природы.

И, конечно, как и положено постмодернистскому кино, «Револьвер» наполнен отсылками. В основном они едва угадываются и напоминают скорее архетипичные образы азиатского кино. Но при этом в фильме ощущается переосмысление западного опыта: как будто перед съемками режиссер пересмотрел «Убить Билла». Так, совершив путешествие от Востока к Западу, эта картина вернулась к истокам, обновленная и дополненная, совместившая концепцию «путь воина» с исконно американским жанром. К обоим составляющим авторы картины относятся несерьезно. Похоже, что их цель – показать несостоятельность любого устоявшегося сценария, прилизанного и аккуратного. Действительно, чаще всего главные герои жанровых фильмов далеки от портретов обычных, зачастую глуповатых и меркантильных людей. И в этом главная сила «Револьвера» — в отрезвляющей и забавной попытке вернуться из мира искусства в реальность.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018