Кино-панк

89-летний Клинт Иствуд наносит удар по новым веяниям: «Дело Ричарда Джуэлла»

Одна из первых картин 2020 года – новый фильм Клинта Иствуда, биографическая драма «Дело Ричарда Джуэлла». Мария Михайлова рассказывает о том, какой получилась новая работа одного из самых бескомпромиссных режиссеров Голливуда.

По случаю выхода нового фильма одного из старейших режиссеров мира (сейчас Иствуду 89 лет) повсюду вполне ожидаемо обсуждается его очень прямолинейный и характерный творческий путь. Ему мастер следует всю жизнь с необычайным упорством и результативностью, до сих пор снимая ровно с такой частотой, чтобы регулярно давать о себе знать публике, критике и коллегам. Позиция Клинта Иствуда непонятна многим киноделам: режиссер всю жизнь – намеренно или случайно – плывет наперекор веяниям и тенденциям современного кино, делая то, что хочет и умеет, не отходя от своих принципов. Нонконформист Иствуд активно поддерживает Дональда Трампа, в эпоху демилитаризации в кино выпускает «Снайпера» и чуть ли не демонстративно плюет на новые речевые ограничения, несмотря на толерантность и ужесточившуюся борьбу против расизма. Впрочем, очевидно, что режиссер может себе позволить подобные выпады, и в силу огромного профессионального опыта, и в силу возраста. Клинт Иствуд попросту не намерен скрывать, что он человек из другого времени, для которого собственные убеждения имеют большую силу, нежели современные течения. Остается только смотреть на его творчество и ожидать, что новый фильм окажется очередным кино-противоречием, работой, в которой что-то обязательно будет «вопреки». И «Дело Ричарда Джуэлла», действительно, вполне соответствует этой логике.

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Фильм основан на реальных событиях и даже может называться биографическим. Реальное дело Ричарда Джуэлла само по себе – отличный инфоповод для экранизации. Несостоявшийся полицейский (но искренне мечтающий о карьере в органах правопорядка) Джуэлл устраивается работать секьюрити на Олимпийские игры в Атланте, в парк Столетия. Случайно он обнаруживает бомбу, и, хоть взрыв предотвратить не удается, толпу успевают отвести от бомбы и бдительность Ричарда спасает сотни жизней. Охранник, сам того не желая, становится национальным героем – но ненадолго. Журналисты и полицейские, желающие как можно скорее отыскать преступника, делают Джуэлла главным подозреваемым. Помочь Ричарду берется его единственный друг-адвокат.

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Для Клинта Иствуда дело Ричарда Джуэлла становится поводом ударить по новым веяниям и взглядам сразу с нескольких фронтов консерватизма. Во-первых, характерен образ главного героя. Толстяк-аутсайдер, живущий с мамой, напрочь лишен скепсиса и искренне хочет только одного – помогать людям и охранять закон и порядок. Он прост, прямолинеен и полностью лишен хитрости. Но если для друзей он выглядит добрым, но странноватым идеалистом, то общество, по мысли Иствуда, видит в нем либо потенциально опасного преступника (чья искренность воспринимается как нездоровый фанатизм), либо дурачка, которым можно воспользоваться. Портретом Джуэлла режиссер отправляет осуждающую ноту всем, кто переворачивает с ног на голову такие базовые понятия, как храбрость, честность, порядочность. Консерватизм Иствуда чувствуется и в самой тематике «полицейской истории»: по его мнению, здесь не может быть компромиссов и беспочвенных обвинений. Ключевой момент картины – когда Ричард Джуэлл произносит речь на финальном допросе – как раз об этом: захочет ли после произошедшего другой полицейский, обнаруживший бомбу в парке, подвергнуть себя риску стать обвиняемым и подставить себя собственным же героизмом? Что-то должно оставаться простым и понятным, считает режиссер, и прежде всего это то, что касается человеческой жизни и безопасности.

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Кадр из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Локальной же критике Клинт Иствуд подвергает исполнительную власть и журналистику. В фильме обе структуры идут бок о бок и вечно то соперничают друг с другом, то помогают, то воруют сведения. Вокруг этой борьбы за информацию и влияние быстро накручивается тот самый комок лживых сведений, который ломает жизнь невинному человеку и вводит в заблуждение целую страну. Режиссер очень язвительно проходится по журналистским методам и принципам работы, без стеснения (хоть и с некоторыми поправками ближе к концу фильма) выставляя их голодными, жадными до информации псами – и все это помещает в фильм на фоне набирающего популярность движения за гласность и свободу журналистики. Высмеиваются Иствудом и техники полицейских служб, которые увлечены подделыванием фактов, шантажом, полузаконными бюрократическими хитростями вместо того, чтобы заниматься тем, чем и должны: помогать и защищать народ от реальных угроз.

Фотография со съёмок фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Фотография со съёмок фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

С технической точки зрения фильм снят просто и очень выверено, тоже в духе Иствуда. В нем нет ни лишних прыжков с кадра на кадр, ни резких смен ракурсов, ни попыток экспериментировать. Он напоминает хороший, добротный кожаный ремень, который носят герои его вестернов – без лишних деталей, но при этом очень фактурный, честный и мужской. Режиссеру, действительно, нет никакого резона переходить на «новую волну» кинематографа: в том стиле (прежде всего с идейной точки зрения), в котором он снимает, вряд ли сможет работать кто-то из современных мастеров. Если посмотреть на новый фильм и самого Клинта Иствуда с этой точки зрения, «Дело Ричарда Джуэлла» перестает выглядеть антиквариатом и становится своего рода глотком свежего воздуха в индустрии – со своей яркой принципиальностью и несгибаемостью.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018