Кино-панк

Люди в зелёном убивают людей в сером: «Ржев»

5 декабря состоялась премьера нового российского фильма о Великой Отечественной войне – «Ржев». Александр Николаенко попытался понять, какую идею преследовали авторы, и почему российские военные фильмы с каждым годом становятся все более клишированными.

1942 год. Рота красноармейцев атакует немецкие войска в деревне Овсянниково. Понеся огромные потери, рота выигрывает сражение и занимает оборонительные позиции, ожидая подкрепления. Неожиданно из штаба приезжает лейтенант – начальник особого отдела – и организует поиск предателей.

Кадр из фильма «Ржев»

Кадр из фильма «Ржев»

Понять в какую сторону воюют авторы «Ржева» достаточно непросто. Фильм открывается сценой кровопролитного боя, в котором советские солдаты — однозначные герои, а немцы — безропотные куски мяса. Соответственно, возникает мысль, что это исключительно патриотический проект, направленный на возрождение гордости за страну. Правда, мысль рассеивается, как только начинается жестокая критика командования Красной армии. После этого авторы переключаются на бичевание самих солдат, акцентируя внимание на их невежественности и неуважении друг к другу. В итоге, перед зрителем расстилаются три карты – глупые советские солдаты (шесть черви), глупое и жестокое советское командование (туз черви), глупые немецкие солдаты (шесть крести) – можно выбрать любую и провести с ней весь сеанс, ожидая выигрыша.

Кадр из фильма «Ржев»

Кадр из фильма «Ржев»

Уснуть во время просмотра тоже вполне реально. После эффектной вступительной сцены в фильме ничего не происходит и герои, сидя в окопах, делятся историями из довоенной жизни. К этому моменту фильм перестаёт казаться фильмом и превращается в сериал с «НТВ». Клишированные образы: блатной вор-карманник, справедливый командир роты, жидок-политрук, злобный начальник особого отдела, малолетний солдатик-доброволец – травят байки, написанные, судя по качеству текста, отделом пропаганды телеканала «Звезда». Где-то после часа пустых диалогов становится ясно, что режиссер не просто так показал всех негодяями, двигаясь к благородным целям, он, вероятно, понятия не имел, каким хочет видеть фильм, поэтому к концу съёмок сам запутался, где в его произведении будет добро, а где зло.

Кадр из фильма «Ржев»

Кадр из фильма «Ржев»

К «Ржеву» трудно относиться с симпатией, ещё труднее с открытой неприязнью. В нём нет единой идеи, центральной мысли, это просто набор сцен, рассчитанный на самого неприхотливого зрителя, который уже наклеил на лобовое стекло «На Берлин!» и готов смотреть каждое нечто, где люди в зеленом убивают людей в сером.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018