Кино-панк

Самая известная буровая операция: «Армагеддон»

Один из самых известных и качественных фантастических фильмов про космос – картина «Армагеддон» 1998 года. Мария Михайлова выясняет, в чем секрет успеха этого кино с незаурядным, на первый взгляд, сюжетом.

Миру грозит опасность – на Землю летит огромных размеров метеорит. Он способен уничтожить все живое на планете, и единственная возможность его остановить – заложить на нем взрывчатку и подорвать, так, чтобы траектория падения его осколков изменилась, и он пролетел, не задев поверхность Земли. План придуман – осталось лишь найти команду, которая способна и готова претворить его в жизнь и спасти планету. Выбор падает на Гарри Стэмпера (Брюса Уиллиса) – гениального буровика, который способен справиться с любыми видами грунта и работает в любых, даже самых сложных условиях. Гарри соглашается и набирает собственную команду, с которой готов высадиться на метеорит, пробурить его и заложить взрывчатку. В эту команду входят самые разные люди, но всех объединяет высокий профессионализм и вера в Гарри, как в настоящего гуру в своем деле.

Кадр из фильма «Армагеддон»

Кадр из фильма «Армагеддон»

Несмотря на то, что, на первый взгляд, «Армагеддон» представляет собой типичный боевик про спасение мира от космической угрозы, в нем есть ряд уникальных ходов, как сюжетных, так и стилевых. Они превращают этот фильм в своего рода эталон для современных космических экшн-картин (кино снято в 1998 году). Намек на какую-либо жанровую банальность исчезает довольно быстро – когда зритель знакомится с главными персонажами. Это не супергерои, но и не простые «парни с улицы» с неестественными или, напротив, отсутствующими навыками для спасения Земли. В данном случае лица фильма – профессионалы, умные и очень опытные люди (а некоторые из них в буквальном смысле фанатики своего дела). Профессия буровика здесь выступает, с одной стороны, отличным объяснением умений героев и красиво ложится в канву фильма, а с другой – выступает в качестве идеи: она подчеркивает сложность и уникальность профессии буровика. Этим картина как бы рушит негативные стереотипы о нефтяниках, которые будто бы занимаются «чистым, непыльным делом». Еще в конце прошлого века людям подобных профессий начало доставаться от «гринписовцев» и экоактивистов, и репутация буровиков стала падать – во многом незаслуженно. «Армагеддон» поддерживает их как профессионалов своего дела, которые, во вселенной фильма, стали незаменимыми специалистами, могущими спасти целый мир.

Кадр из фильма «Армагеддон»

Кадр из фильма «Армагеддон»

Второй значимый плюс картины – изящная смена жанров. В первой половине кино, еще до взлета, зрителю кажется, что он наблюдает комедию с довольно удачным и небанальным юмором. Но когда герои оказываются в космосе, фильм плавно, незаметно, уходит в драму, в которой опять-таки почти невозможно найти какие-то избыточные эмоции и безвкусицу. Такой переход жанров хорош, потому что утилитарен: он хорошо помогает зрителю вовлечься в повествование. Смотрящий не устает от бесконечной комедии и не успевает перенасытиться драмой – поэтому «Армагеддон» остается легким кино, подходящим для расслабленного просмотра. Кроме того, эта плавная смена жанров выразительна и с точки зрения смысла – она помогает ощутить контраст между земной жизнью и космической, почувствовать, как человек выпадает из привычной ему реальности, когда выходит за пределы атмосферы. Такой подход становится еще одной данью уважения, на этот раз – космонавтам. И – еще одним маркером качественного кино о космосе, который не стремится показать такие полеты как что-то легкое и попсовое.

Кадр из фильма «Армагеддон»

Кадр из фильма «Армагеддон»

Последнее, что делает «Армагеддон» серьезным претендентом на классику космического кино – исполнители главных ролей. Актерский состав подобран с таким же чувством вкуса, с каким написан и сам сценарий фильма. Брюс Уиллис, Стив Бушеми, Бен Аффлек и, как особенно ярко выделяющийся женский персонаж – Лив Тайлер: все они такие же профессионалы в своем деле, как и герои, чьи роли они играют. Они и становятся последним, решающим аргументом в пользу «Армагеддона» — яркого и мастерски сделанного кино о героях, всемирной угрозе и об открытом космосе.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018